Особенности использования аудио- и видеокурсов при обучении русскому языку
5
Данная работа необходима для полного понимания предложенно-
го сообщения. Введение же в программу занятий монологических
аудиофрагментов крайне важно для последующего восприятия уча-
щимися лекций преподавателей по общетехническим и специальным
дисциплинам.
IV.
Фрагменты лекций с использованием общенаучного сти-
ля речи.
Эти задания вводятся при обучении слушателей научному
стилю русского языка в техническом вузе. Поскольку впоследствии
учащиеся будут прослушивать лекции вместе с российскими сту-
дентами, им требуются навыки восприятия соответствующего
аудиоматериала. Следует заметить, что данный вид обучения также
предполагает наличие предтекстовых и контрольных заданий и мо-
жет строиться по образцу, представленному выше.
V.
Песни
российских исполнителей. Их использование в учебных
целях не требует контроля и может проводиться в произвольной
форме, лишь на уровне прослушивания и частичного понимания. Тем
не менее знакомство с русскими песнями, как народными и истори-
ческими, так и современными, поможет учащимся ближе познако-
миться с особенностями культуры страны и одновременно с этим
даст возможность пополнить свой словарный запас.
С точки зрения практического осуществления данного вида заня-
тий следует указать на тот факт, что воспроизведение аудиотекстов
преподавателем является не столь эффективным, так как со временем
учащиеся привыкают к одному и тому же голосу и манере произно-
шения. К тому же воспринимать сообщения в присутствии читающе-
го человека гораздо проще, нежели исключительно на слух. Поэтому
требуются аудиозаписи с различными голосами исполнителей, что
вполне можно осуществить посредством диктофона. Именно в случае
прослушивания неизвестных голосов можно добиться максимального
эффекта.
Далее обратимся к вопросу использования обучающего ви-
деокурса по русскому языку. Благодаря большой информативности
зрительно-слухового ряда, а также динамичности изображения ви-
деокурс является весьма эффективным средством обучения. Яркие
зрительные образы окружающей действительности стимулируют ин-
терес к занятиям, расширяют объём усваиваемого учебного материа-
ла, снижают утомляемость. Заметим, что аудиоуроки, несмотря на их
безусловную важность, вызывают меньший интерес, так как не столь
ярки, эмоциональны и впечатляющи.
В видеокурсе необходимо разграничить
два основных блока
:
учебные фильмы
и фильмы,
предназначенные для широкого про-
смотра.