Previous Page  4 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 19 Next Page
Page Background

Т.П. Малькова

4

Гуманитарный вестник

# 4·2017

зданный из стволовых клеток кишечник с нервными тканями, способ-

ный к перистальтике). Симбиоз человека и техники связан и с этиче-

скими проблемами. Есть риск утраты человеческого естества, замены

сущности человека на кибернетическую, искусственно созданную.

Что представляет собой киборг? Это симбиоз технологического

объекта и человека. С философской точки зрения можно исследовать

целый комплекс аспектов. Рассмотрим

онтологический аспект

. Ки-

борг — синтез живой мыслящей материи, сформировавшейся в ходе

естественной эволюции природы, и материи неживой технической и

живой технической, например, за счет создания тканеинженерных

органов или технологии биопринтинга (формирования моделей на

клеточной основе), т. е. искусственно созданной материи. Онтологи-

ческий статус бытия человека и искусственного объекта, по мнению

автора, различен, поскольку в материю техническую человек закла-

дывает идеи, мысли, программы, которые осуществимы на данном

этапе научно-технического прогресса. Ученые используют известные

им закономерности, создают модели органов (организмов) по анало-

гии с имеющимися в природе объектами. Например, мозг человека и

его модель в виде функционирующего ИИ. Модель — это всегда не-

совпадение с оригиналом, хотя система, структура, элементы, функ-

ции у них в известной степени могут совпадать. Степень несовпаде-

ния, идентификация киборгов, сознание человека и ИИ, пределы ис-

пользования и возможности управления новейшими системами —

вопросы философско-нравственные. В онтологическом плане важен

анализ проблем бытийной стороны существования человека и киборга,

сознания и ИИ. Сознание человека — это множество одновременно

или последовательно сосуществующих состояний, принадлежащей

ему субъективной реальности. Они образуют целостность, некое «те-

кущее настоящее», формируемое индивидом в процессе жизни, освое-

ния культуры. Говоря словами отечественного философа М. Мамарда-

швили: «Сознание — это парадоксальность, к которой невозможно при-

выкнуть» [6]. Сознание как «горящее пламя духа» идеально (не

материально), не обладает природными характеристиками. Это особого

рода набор

квалиа

, не поддающихся описанию с позиций естественных

наук. Анализ данной проблемы был приведен в одной из публикаций

автора [7, с. 122–128]. Сознание человека, его содержание существу-

ют исключительно в объективированном виде (мозговые нейродина-

мические модели, память — не актуализированное в данный момент

знание, поведение, знаки и символы, традиции, культурные коды).

Самосознание как ядро сознания включает в себя и «контур тела»

как естественную принадлежность субъекта. Киборг имеет транс-

формированное содержание сознания в связи с включением в кон-

тур тела жизненно важных технических или бионических органов.