Т.П. Малькова
4
Гуманитарный вестник
# 4·2017
зданный из стволовых клеток кишечник с нервными тканями, способ-
ный к перистальтике). Симбиоз человека и техники связан и с этиче-
скими проблемами. Есть риск утраты человеческого естества, замены
сущности человека на кибернетическую, искусственно созданную.
Что представляет собой киборг? Это симбиоз технологического
объекта и человека. С философской точки зрения можно исследовать
целый комплекс аспектов. Рассмотрим
онтологический аспект
. Ки-
борг — синтез живой мыслящей материи, сформировавшейся в ходе
естественной эволюции природы, и материи неживой технической и
живой технической, например, за счет создания тканеинженерных
органов или технологии биопринтинга (формирования моделей на
клеточной основе), т. е. искусственно созданной материи. Онтологи-
ческий статус бытия человека и искусственного объекта, по мнению
автора, различен, поскольку в материю техническую человек закла-
дывает идеи, мысли, программы, которые осуществимы на данном
этапе научно-технического прогресса. Ученые используют известные
им закономерности, создают модели органов (организмов) по анало-
гии с имеющимися в природе объектами. Например, мозг человека и
его модель в виде функционирующего ИИ. Модель — это всегда не-
совпадение с оригиналом, хотя система, структура, элементы, функ-
ции у них в известной степени могут совпадать. Степень несовпаде-
ния, идентификация киборгов, сознание человека и ИИ, пределы ис-
пользования и возможности управления новейшими системами —
вопросы философско-нравственные. В онтологическом плане важен
анализ проблем бытийной стороны существования человека и киборга,
сознания и ИИ. Сознание человека — это множество одновременно
или последовательно сосуществующих состояний, принадлежащей
ему субъективной реальности. Они образуют целостность, некое «те-
кущее настоящее», формируемое индивидом в процессе жизни, освое-
ния культуры. Говоря словами отечественного философа М. Мамарда-
швили: «Сознание — это парадоксальность, к которой невозможно при-
выкнуть» [6]. Сознание как «горящее пламя духа» идеально (не
материально), не обладает природными характеристиками. Это особого
рода набор
квалиа
, не поддающихся описанию с позиций естественных
наук. Анализ данной проблемы был приведен в одной из публикаций
автора [7, с. 122–128]. Сознание человека, его содержание существу-
ют исключительно в объективированном виде (мозговые нейродина-
мические модели, память — не актуализированное в данный момент
знание, поведение, знаки и символы, традиции, культурные коды).
Самосознание как ядро сознания включает в себя и «контур тела»
как естественную принадлежность субъекта. Киборг имеет транс-
формированное содержание сознания в связи с включением в кон-
тур тела жизненно важных технических или бионических органов.