Инженерная школа Августина де Бетанкура
Гуманитарный вестник
# 4·2017 9
ректор ИКИПС, генерал-лейтенант), Карл Иванович (Шарль Ми-
шель) Потье (третий ректор, генерал-лейтенант, член Совета путей
сообщения), Александр Яковлевич Фабр (впоследствии русский под-
данный, генерал-майор) и Морис Гугович (Жан-Антуан-Морис)
Дестрем (генерал-лейтенант, председатель Совета путей сообщения,
почетный член Петербургской академии наук). Французские инжене-
ры Б. Клапейрон и Г. Ламе впоследствии были избраны членами-
корреспондентами Петербургской академии наук. В 1811 г. профес-
сором архитектуры и рисования был назначен член Петербургской
академии художеств Ж. Тома де Томон. Французы немало сделали
для адаптации передового опыта европейских высших технических
учебных заведений к условиям России, написали первые учебники,
значительные научные труды, участвовали в строительстве многих
сложных сооружений.
Основы математической и естественнонаучной подготовки бу-
дущих инженеров путей сообщения закладывали также российские
академики В.И. Висковатов, С.Н. Гурьев, М.В. Остроградский,
В.Я. Бунковский, Г.И. Гесс.
Бетанкур привлек к преподаванию выпускников ИКИПС —
Ф.И. Рерберга, А.Д. Готмана, Я.А. Севастьянова, А.И. Рокасовского,
М.С. Волкова, В.А. Денисова. Позже педагогами стали выпускники
П.П. Мельников, С.В. Кербедз, Н.И. Липин, Д.И. Журавский и многие
другие [9, 10].
В период, когда А. Бетанкур был ректором (1809–1824), состоя-
лось 12 выпусков инженеров путей сообщения в чине поручика об-
щим числом 147 человек. Еще 76 окончили обучение с чином пра-
порщика или подпоручика. Всего 225 человек. В общей сложности
более 300 человек знали первого инспектора (ректора) ИКИПС [11].
ИКИПС был первым учебным заведением, которое давало уни-
версальное инженерное образование и стало восприниматься как эта-
лон организации подготовки высококвалифицированных инженеров.
Впоследствии профессора и преподаватели старейшего транспортно-
го и инженерно-строительного вуза приняли участие в становлении
более тридцати других вузов (Санкт-Петербургского государственно-
го архитектурно-строительного университета, Московского институ-
та инженеров транспорта, Политехнического университета в Санкт-
Петербурге, Института водного транспорта и т. д.).
Бетанкуру принадлежит идея выпуска «Журнала путей сообще-
ния», впервые изданного в июле 1826 г., через два года после смерти
великого испанца. В «Журнале путей сообщения», выходившем на
русском и французском языках, обсуждался широкий круг вопросов
развития транспорта в России и за рубежом. Научно-технические
журналы стали незаменимой площадкой обмена опытом между спе-