Previous Page  9 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 13 Next Page
Page Background

Инженерная школа Августина де Бетанкура

Гуманитарный вестник

# 4·2017 9

ректор ИКИПС, генерал-лейтенант), Карл Иванович (Шарль Ми-

шель) Потье (третий ректор, генерал-лейтенант, член Совета путей

сообщения), Александр Яковлевич Фабр (впоследствии русский под-

данный, генерал-майор) и Морис Гугович (Жан-Антуан-Морис)

Дестрем (генерал-лейтенант, председатель Совета путей сообщения,

почетный член Петербургской академии наук). Французские инжене-

ры Б. Клапейрон и Г. Ламе впоследствии были избраны членами-

корреспондентами Петербургской академии наук. В 1811 г. профес-

сором архитектуры и рисования был назначен член Петербургской

академии художеств Ж. Тома де Томон. Французы немало сделали

для адаптации передового опыта европейских высших технических

учебных заведений к условиям России, написали первые учебники,

значительные научные труды, участвовали в строительстве многих

сложных сооружений.

Основы математической и естественнонаучной подготовки бу-

дущих инженеров путей сообщения закладывали также российские

академики В.И. Висковатов, С.Н. Гурьев, М.В. Остроградский,

В.Я. Бунковский, Г.И. Гесс.

Бетанкур привлек к преподаванию выпускников ИКИПС —

Ф.И. Рерберга, А.Д. Готмана, Я.А. Севастьянова, А.И. Рокасовского,

М.С. Волкова, В.А. Денисова. Позже педагогами стали выпускники

П.П. Мельников, С.В. Кербедз, Н.И. Липин, Д.И. Журавский и многие

другие [9, 10].

В период, когда А. Бетанкур был ректором (1809–1824), состоя-

лось 12 выпусков инженеров путей сообщения в чине поручика об-

щим числом 147 человек. Еще 76 окончили обучение с чином пра-

порщика или подпоручика. Всего 225 человек. В общей сложности

более 300 человек знали первого инспектора (ректора) ИКИПС [11].

ИКИПС был первым учебным заведением, которое давало уни-

версальное инженерное образование и стало восприниматься как эта-

лон организации подготовки высококвалифицированных инженеров.

Впоследствии профессора и преподаватели старейшего транспортно-

го и инженерно-строительного вуза приняли участие в становлении

более тридцати других вузов (Санкт-Петербургского государственно-

го архитектурно-строительного университета, Московского институ-

та инженеров транспорта, Политехнического университета в Санкт-

Петербурге, Института водного транспорта и т. д.).

Бетанкуру принадлежит идея выпуска «Журнала путей сообще-

ния», впервые изданного в июле 1826 г., через два года после смерти

великого испанца. В «Журнале путей сообщения», выходившем на

русском и французском языках, обсуждался широкий круг вопросов

развития транспорта в России и за рубежом. Научно-технические

журналы стали незаменимой площадкой обмена опытом между спе-