В.В. Фортунатов
6
Гуманитарный вестник
# 4·2017
всех вообще важнейших сухих путей Империи, по соразмерности с
средствами и начиная всегда с тех, кои наиболее нужны для торговых
сношений и следовательно для блага Государства» [3].
«У меня есть полномочия нанимать любого инженера, который
мне нужен. В моем распоряжении свыше пятидесяти миллионов реа-
лов в год для проведения работ по сооружению дорог и каналов, и у
меня не хватает людей, которым можно доверить такие работы. Лю-
бой, кого я предложу Императору, будет хорошо принят… Да, я
учредил здесь Школу, где изучают математику, но если молодой че-
ловек не имеет никакого инженерного образования, то поступая сю-
да, он должен проучиться четыре года прежде, чем его примут в
Корпус с чином лейтенанта. А до тех пор ему придется содержать
себя за свой счет, так как при Школе нет пансиона. Если же человек
уже имеет инженерное образование, то его могут принять в Корпус с
тем чином, который у него есть» [4, с. 66], — писал Августин де Бе-
танкур своей сестре Каталине на остров Тенерифе из Петербурга
1 октября 1819 г.
В 1820 г. для ознакомления с состоянием путей сообщения Бе-
танкур посетил Казань, Саратов, Астрахань, Кизляр, Военно-
Грузинскую дорогу, Тифлис, Кисловодск, Таганрог, Керчь, Феодо-
сию, Севастополь, Херсон, Николаев, Одессу. Бетанкур осуществил
инспекцию и разработал план реконструкции Вышневолоцкой, Ма-
риинской и Тихвинской водных систем, который был осуществлен в
конце 1810–1820-х гг.
Но на должности главного транспортника Бетанкур пробыл всего
три года. Российскому дворянству вряд ли могла понравиться идея
увеличения подушной подати, а купечество не любило правил, кото-
рые нельзя было обойти. Говорили, что Александр I не оценил до-
клад Бетанкура, подготовленный по итогам поездки. Бетанкура сме-
нил герцог Вюртембергский, дядя Александра I и родной брат вдов-
ствующей императрицы Марии Федоровны.
Генерал Бетанкур до тонкостей разобрался в особенностях функ-
ционирования российской транспортной системы. Его подход был
научным, системным. Еще Главный директор путей сообщения
принц Георгий Петрович Ольденбургский в докладе царю за 1809–
1810 гг. с удовлетворением констатировал, что с созданием Корпуса
инженеров путей сообщения благодаря Бетанкуру, Дестрему и дру-
гим специалистам реализация крупных проектов стала осуществлять-
ся на основе теории, научных данных. Со временем появилось поня-
тие «технико-экономическое обоснование» (ТЭО). К сожалению, на
протяжении последних двухсот лет отнюдь не инженерно-техни-
ческие и экономические причины играли главную роль для принятия
весьма затратных решений на самом высоком уровне.