Previous Page  6 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 13 Next Page
Page Background

В.В. Фортунатов

6

Гуманитарный вестник

# 4·2017

всех вообще важнейших сухих путей Империи, по соразмерности с

средствами и начиная всегда с тех, кои наиболее нужны для торговых

сношений и следовательно для блага Государства» [3].

«У меня есть полномочия нанимать любого инженера, который

мне нужен. В моем распоряжении свыше пятидесяти миллионов реа-

лов в год для проведения работ по сооружению дорог и каналов, и у

меня не хватает людей, которым можно доверить такие работы. Лю-

бой, кого я предложу Императору, будет хорошо принят… Да, я

учредил здесь Школу, где изучают математику, но если молодой че-

ловек не имеет никакого инженерного образования, то поступая сю-

да, он должен проучиться четыре года прежде, чем его примут в

Корпус с чином лейтенанта. А до тех пор ему придется содержать

себя за свой счет, так как при Школе нет пансиона. Если же человек

уже имеет инженерное образование, то его могут принять в Корпус с

тем чином, который у него есть» [4, с. 66], — писал Августин де Бе-

танкур своей сестре Каталине на остров Тенерифе из Петербурга

1 октября 1819 г.

В 1820 г. для ознакомления с состоянием путей сообщения Бе-

танкур посетил Казань, Саратов, Астрахань, Кизляр, Военно-

Грузинскую дорогу, Тифлис, Кисловодск, Таганрог, Керчь, Феодо-

сию, Севастополь, Херсон, Николаев, Одессу. Бетанкур осуществил

инспекцию и разработал план реконструкции Вышневолоцкой, Ма-

риинской и Тихвинской водных систем, который был осуществлен в

конце 1810–1820-х гг.

Но на должности главного транспортника Бетанкур пробыл всего

три года. Российскому дворянству вряд ли могла понравиться идея

увеличения подушной подати, а купечество не любило правил, кото-

рые нельзя было обойти. Говорили, что Александр I не оценил до-

клад Бетанкура, подготовленный по итогам поездки. Бетанкура сме-

нил герцог Вюртембергский, дядя Александра I и родной брат вдов-

ствующей императрицы Марии Федоровны.

Генерал Бетанкур до тонкостей разобрался в особенностях функ-

ционирования российской транспортной системы. Его подход был

научным, системным. Еще Главный директор путей сообщения

принц Георгий Петрович Ольденбургский в докладе царю за 1809–

1810 гг. с удовлетворением констатировал, что с созданием Корпуса

инженеров путей сообщения благодаря Бетанкуру, Дестрему и дру-

гим специалистам реализация крупных проектов стала осуществлять-

ся на основе теории, научных данных. Со временем появилось поня-

тие «технико-экономическое обоснование» (ТЭО). К сожалению, на

протяжении последних двухсот лет отнюдь не инженерно-техни-

ческие и экономические причины играли главную роль для принятия

весьма затратных решений на самом высоком уровне.