Previous Page  3 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 13 Next Page
Page Background

Инженерная школа Августина де Бетанкура

Гуманитарный вестник

# 4·2017 3

стоит забывать о заслугах француза Дени Папена (1645–1712), англи-

чан Томаса Сейвери (1650–1715), Томаса Ньюкомена (1663–1729),

Джеймса Уатта (1736–1819). Первая в России поршневая паровая

машина, выписанная из Англии, была установлена по инициативе

Карла Карловича Гаскойна (1739–1806) на Александровской ману-

фактуре в Петрозаводске. Здесь же около 1790 г. была изготовлена

первая в России паровая машина (системы Уатта), которая использо-

валась для откачки воды на руднике.

В первой четверти XIX в. форейтором прогресса в России, насто-

ящим героем (до сих пор недооцененным) промышленного переворо-

та выступил первый ректор Института Корпуса инженеров путей со-

общения (ИКИПС) генерал-лейтенант Бетанкур. ИКИПС был учре-

жден 20 ноября (2 декабря) 1809 г.

В следующем году после учреждения ИКИПС, 31 марта 1810 г.

государственный секретарь Министерства военно-морских сил полу-

чил письмо, в котором говорилось: «Его императорское величество

высочайше повелеть соизволил изобретенную Генерал-Лейтенантом

Бетанкуром для чищения Кронштадтской гавани паровую машину,

равняющуюся силе пятнадцати лошадей, приуготовить со всеми к

ней принадлежностями на Адмиралтейском Ижерском заводе и по-

требные на то деньги 60 000 рублей требовать от Государственного

Казначейства» [2, л. 2–4]. Государственный Совет поддержал реко-

мендацию Министерства военно-морских сил, а 15 мая 1810 г. утвер-

дил выделение 60 000 рублей на данный проект.

Землечерпалка (драга), сконструированная Бетанкуром в 1810–

1811 гг. для углубления акватории Кронштадтского порта и подго-

товки фарватера между Кронштадтом и Санкт-Петербургом, пред-

ставляла собой первый в мире экскаватор, производительность кото-

рого в 50 раз превышала показатели лучших европейских дноуглуби-

тельных машин. В 1815 г. по вычищенному фарватеру прошел

первый русский пароход «Елизавета». Землечерпалка Бетанкура про-

работала 8 лет, после чего потребовался ее капитальный ремонт. Бе-

танкур был генератором идей и инженерных решений, которые реа-

лизовались на петербургских предприятиях.

Также трудно переоценить вклад Чарльза (Карла Николаевича)

Берда (1766–1843), шотландца по происхождению, на заводе которо-

го в 1800 г. была построена первая паровая машина его конструкции.

За первые тридцать лет XIX в. на заводе Берда было изготовлено

около 200 паровых машин, 11 из которых были пароходными. Бетан-

кур и Берд составили весьма продуктивный научно-производ-

ственный тандем.

Так, в 1814 г. на заводе Чарльза Берда в Санкт-Петербурге был

налажен выпуск оружейных стволов, для чистовой обработки кото-