Инженерная школа Августина де Бетанкура
Гуманитарный вестник
# 4·2017 3
стоит забывать о заслугах француза Дени Папена (1645–1712), англи-
чан Томаса Сейвери (1650–1715), Томаса Ньюкомена (1663–1729),
Джеймса Уатта (1736–1819). Первая в России поршневая паровая
машина, выписанная из Англии, была установлена по инициативе
Карла Карловича Гаскойна (1739–1806) на Александровской ману-
фактуре в Петрозаводске. Здесь же около 1790 г. была изготовлена
первая в России паровая машина (системы Уатта), которая использо-
валась для откачки воды на руднике.
В первой четверти XIX в. форейтором прогресса в России, насто-
ящим героем (до сих пор недооцененным) промышленного переворо-
та выступил первый ректор Института Корпуса инженеров путей со-
общения (ИКИПС) генерал-лейтенант Бетанкур. ИКИПС был учре-
жден 20 ноября (2 декабря) 1809 г.
В следующем году после учреждения ИКИПС, 31 марта 1810 г.
государственный секретарь Министерства военно-морских сил полу-
чил письмо, в котором говорилось: «Его императорское величество
высочайше повелеть соизволил изобретенную Генерал-Лейтенантом
Бетанкуром для чищения Кронштадтской гавани паровую машину,
равняющуюся силе пятнадцати лошадей, приуготовить со всеми к
ней принадлежностями на Адмиралтейском Ижерском заводе и по-
требные на то деньги 60 000 рублей требовать от Государственного
Казначейства» [2, л. 2–4]. Государственный Совет поддержал реко-
мендацию Министерства военно-морских сил, а 15 мая 1810 г. утвер-
дил выделение 60 000 рублей на данный проект.
Землечерпалка (драга), сконструированная Бетанкуром в 1810–
1811 гг. для углубления акватории Кронштадтского порта и подго-
товки фарватера между Кронштадтом и Санкт-Петербургом, пред-
ставляла собой первый в мире экскаватор, производительность кото-
рого в 50 раз превышала показатели лучших европейских дноуглуби-
тельных машин. В 1815 г. по вычищенному фарватеру прошел
первый русский пароход «Елизавета». Землечерпалка Бетанкура про-
работала 8 лет, после чего потребовался ее капитальный ремонт. Бе-
танкур был генератором идей и инженерных решений, которые реа-
лизовались на петербургских предприятиях.
Также трудно переоценить вклад Чарльза (Карла Николаевича)
Берда (1766–1843), шотландца по происхождению, на заводе которо-
го в 1800 г. была построена первая паровая машина его конструкции.
За первые тридцать лет XIX в. на заводе Берда было изготовлено
около 200 паровых машин, 11 из которых были пароходными. Бетан-
кур и Берд составили весьма продуктивный научно-производ-
ственный тандем.
Так, в 1814 г. на заводе Чарльза Берда в Санкт-Петербурге был
налажен выпуск оружейных стволов, для чистовой обработки кото-