В.В. Фортунатов
4
Гуманитарный вестник
# 4·2017
рых по проекту Бетанкура были изготовлены мощная паровая маши-
на и станки.
В 1816 г. был построен первый в России паровой лесопильный
завод на Охте в Санкт-Петербурге. Паровая машина и другое обору-
дование по заказу Бетанкура были изготовлены на заводе Чарльза
Берда. Схема устройства паровых лесопильных заводов, предложен-
ная Бетанкуром, применялась в России вплоть до XX в. До изобрете-
ния Бетанкура в России действовали лишь пильные мельницы с во-
дяным приводом.
В 1816–1818 гг. Бетанкур сконструировал паровые машины для
бумагоделательного и типографского отделений фабрики Экспеди-
ции заготовления государственных бумаг. Он разработал специаль-
ный рецепт бумаги из русской пеньки и льняного тряпья, предложил
рисунки купюр ассигнаций и особую технику нанесения их на бума-
гу, изготовил нумерационную и грифовальную машины. Паровые
машины были впервые использованы в бумажной промышленности.
Итак, начало промышленного переворота в России во многом
стало результатом деятельности первого ректора ИКИПС, великого
ученого, механика и транспортника А.А. Бетанкура.
Во главе российского транспорта.
Бетанкур провел колоссаль-
ную работу по упорядочению и развитию системы путей сообщения
в России. С 1819 по 1822 г. он являлся Главноуправляющим путями
сообщения, т. е., говоря по-современному, министром транспорта.
Специальным указом императора Александра I Бетанкуру предписы-
валось в статусе министра участвовать в заседаниях Государственно-
го Совета и Комитета министров.
Через 7 месяцев после вступления в должность в «Дополнении к
записке о недостатках способов содержания и устроения дорог» от
15 декабря 1819 г., выполненном на русском и французском языках,
Бетанкур проанализировал ситуацию и предложил все штатные рас-
ходы путей сообщения, включая бригаду военнорабочих батальонов,
и все то, что относится к содержанию чиновников, квартирам, канце-
лярским надобностям обратить на общие государственные расходы.
Все сборы на содержание дорог, собираемые разными способами, по
мнению Бетанкура, нужно было сосредоточить в одних руках, у го-
сударства. При помощи жителей предлагалось единовременно очи-
стить боковые дорожные полосы, посадить аллеи и впредь следить за
их состоянием. Бетанкур знал о всех лазейках для уклонения от нало-
гов на перевозки, которые искали и находили в тарифе, утвержден-
ном в 1818 г., заинтересованные лица. В 1818 г. предполагалось со-
брать с судоходства 3 292 000 рублей, а реальный сбор составил
2 261 000 рублей. Передвигавшиеся по Каме, Оке и Волге на участке
от Нижнего Новгорода до устья Волги были вообще освобождены от