В.В. Фортунатов
2
Гуманитарный вестник
# 4·2017
пус инженеров путей сообщения, школу дорог и мостов. Был генерал-
инспектором королевского кабинета машин. В 1800 г. назначен генерал-
инспектором корпуса инженеров путей сообщения, а в 1803 г. — ин-
тендантом армии и главным директором почт. Бетанкур приехал в
Россию в возрасте 50 лет. В 1808 г. он поступил на российскую
службу, приехал в Санкт-Петербург, сразу получил звание генерал-
майора, а затем генерал-лейтенанта Свиты Его Императорского
Величества [1].
Россия смогла заполучить Бетанкура из Франции в период крат-
косрочной мирной передышки между Тильзитским миром (1807) и
Отечественной войной 1812 г. Разрешение Наполеона на отъезд в
Россию Бетанкура и ряда молодых французских инженеров было не
столько жестом доброй воли, сколько элементом большой диплома-
тической игры. Под руководством Александра I «выцарапыванием»
европейского светила в Россию занимались выдающиеся российские
государственные деятели: государственный секретарь М.М. Сперан-
ский, министр иностранных дел Н.П. Румянцев, посол России в Ис-
пании М.И. Бестужев-Рюмин и другие. По некоторым сведениям, Бе-
танкура Александру I представлял сам Наполеон.
Осенью 1808 г. в петербургских газетах сообщили о прибытии
испанского специалиста в Санкт-Петербург. С этого момента Авгу-
стин Августинович Бетанкур честно и с максимальной отдачей рабо-
тал в интересах России.
Бетанкур и промышленный переворот.
Возможно, наиболее
точной характеристикой инженерной деятельности генерала Бетан-
кура в России было бы перечисление в хронологической последова-
тельности всего, что было сделано по его предложению и, как прави-
ло, под его непосредственным руководством. Однако, в соответствии
с принципами научной объективности, историзма и диалектики,
представляется целесообразным сгруппировать имеющиеся материа-
лы по наиболее важным блокам.
Нельзя не отметить исключительный вклад, который внес Бетан-
кур в промышленный переворот в России, связанный, как в Велико-
британии и других странах, с внедрением паровых машин, использо-
ванием паровой энергии.
Промышленный переворот среди историков определяется как
эпоха перехода от мануфактурного производства, ручного труда, да-
же хорошо организованного, к фабрично-заводскому, машинному
производству, в основе которого было использование станков, обо-
рудования с паровыми двигателями.
В России изобретателем первого в мире двухцилиндрового паро-
вого двигателя считают Ивана Ивановича Ползунова (1735–1766),
занимавшегося созданием «огненной машины» в 1763–1766 гг. Но не