В.В. Фортунатов
8
Гуманитарный вестник
# 4·2017
В 1821 г. по проекту Бетанкура в Санкт-Петербурге был построен
первый постоянный плашкоутный мост по линии Исаакиевский со-
бор — здание двенадцати коллегий. В архивах сохранилось свиде-
тельство того, что Бетанкур лично контролировал, чтобы плашкоуты
были недорогими и надежными [6, л. 893–896].
Грандиозной эпопеей стало строительство под руководством Бе-
танкура ярмарочного комплекса в Нижнем Новгороде, включившего
более 60 зданий. Работы начались в 1817 г., когда Бетанкур осмотрел
место и предложил технико-экономическое обоснование. 6 декабря
1817 г. Александр I утвердил предложения главного инженера Рос-
сийской империи и распорядился выплачивать генералу Бетанкуру
ежемесячно по тысяче рублей «сверх окладов им получаемых… на
стол его и на путевые издержки… доколе он будет употребляем по
сему поручению» [7, л. 239–241]. Бетанкуру удалось при жизни вы-
полнить основную часть работ. Торжественное открытие ярмарки
состоялось в ночь с 14 на 15 июля 1822 г. под пушечную пальбу су-
дов, при огромном стечении народа. В 1823 г. Бетанкур совместно с
В.И. Гесте разработал Генеральный план будущего развития Нижне-
го Новгорода, который император утвердил в январе 1824 г. [8].
Учитель российских инженеров.
Бетанкур щедро передавал свой
опыт будущим инженерам путей сообщения в ИКИПС, который воз-
главлял в 1809–1824 гг. Именно Бетанкур создал исходную матрицу
инженерно-строительного и транспортного образования в России.
Основу данной матрицы составило изучение теоретических и
прикладных дисциплин с применением полученных знаний в реаль-
ной инженерной практике и последующим обобщением приобретен-
ного опыта. Впервые в России в высшем учебном заведении стали
готовить инженеров-исследователей, которые сочетали практиче-
скую деятельность с научными трудами и преподаванием в родном и
других вузах. Первые в России студенческие строительные отряды
составили учащиеся ИКИПС, работавшие на строительстве первого
шоссе между Петербургом и Москвой (1817–1834), первой маги-
стральной железной дороги между двумя столицами (1843–1851) и на
других объектах. Бетанкур в качестве Главноуправляющего путями
сообщения выхлопотал, чтобы учащиеся в период привлечения к ре-
альным работам получали жалованье.
Создававшаяся Бетанкуром система подготовки инженерных и
научных кадров в России включала в себя целенаправленное внедре-
ние передовых мировых достижений науки и техники Гаспара Мон-
жа и Политехнической школы, Жана Родольфо Перроне и Нацио-
нальной школы мостов и дорог, самого Бетанкура и созданной им
Мадридской школы дорог и мостов. К преподаванию в ИКИПС были
привлечены французы Петр Петрович (Пьер Доминик) Базен (второй