Инженерная школа Августина де Бетанкура
Гуманитарный вестник
# 4·2017 5
пошлин. Раскладка сборов по многим позициям представлялась не-
обоснованной.
Транспортное хозяйство страны к первым десятилетиям XIX в.
было огромным и весьма сложным. Тихвинский путь от Рыбинска до
Петербурга составлял 924 км. По Мариинской системе надо было
двигаться 1143 км, по Вышневолоцкой — 1440 км. Шлюзы, каналы,
пристани, другие искусственные сооружения насчитывались сотня-
ми. По Волге, Тверце, каналам, Мсте, Ильменю, Волхову, Ладоге и
Неве ежегодно проходило до 6000 барж и 5000 плотов. Проводили
барки бурлаки, которых в Рыбинске собиралось до 100 000. Полоса
по краю берега, по которой двигались бурлаки, тянувшие баржи,
называлась бечевником (от слова «бечева»), его надо было поддер-
живать в надлежащем порядке.
Летними гужевыми перевозками занимались около 800 000 чело-
век, а зимними — более 300 000. К началу XIX в. в России насчиты-
валось свыше 3200 почтовых станций, на которых содержалось почти
38 000 лошадей, а в почтовом ведомстве числилось более 450 почто-
вых учреждений. И всем были нужны дороги, состояние которых
определялось поговоркой «чем дальше, тем страшнее».
Августин Бетанкур, являясь зарубежным специалистом высокого
класса, хорошо знал и учитывал особенности положения вещей в
России. Поэтому он предлагал два существующих налога для сухо-
путных и водных сообщений заменить одним налогом в виде прибав-
ки к подушной подати по рублю на душу. Только одна эта мера мог-
ла дать, по подсчетам Бетанкура, от 18 до 20 млн рублей в год. Бе-
танкур предложил брать с купечества к налогу на дороги (около
514 000 рублей) столько же в пользу судоходства, т. е. в общей слож-
ности 1 028 000 рублей. При таком подходе можно было не тратить
силы на сбор денег с перевозчиков грузов и пассажиров. Появилась
возможность сосредоточить силы и ресурсы на улучшении самих пу-
тей сообщения из образуемого таким способом транспортного фонда
(бюджета). Транспортный сбор Бетанкур предлагал сделать более
справедливым в региональном плане. В своей докладной записке он
писал, что Петербургская, Новгородская и Псковская губернии, со-
вершенно освобожденные от содержания больших дорог, орошаемые
судоходными реками и каналами, близкие к Петербургу, могли бы по
справедливости вносить в полтора раза более, а удаленные от трактов
и путей вывоза губернии — в полтора раза менее других.
Бетанкур обращался в Комитет министров и к императору за
поддержкой своих предложений, «дабы ускорить сочинением проэк-
тов и производством работ по улучшению главнейших водяных пу-
тей, Московское шоссе купно с большими мостами, шоссе под
Нарвою и т. д. …По отделке и сих дорог началась бы перестройка