Previous Page  5 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 13 Next Page
Page Background

Инженерная школа Августина де Бетанкура

Гуманитарный вестник

# 4·2017 5

пошлин. Раскладка сборов по многим позициям представлялась не-

обоснованной.

Транспортное хозяйство страны к первым десятилетиям XIX в.

было огромным и весьма сложным. Тихвинский путь от Рыбинска до

Петербурга составлял 924 км. По Мариинской системе надо было

двигаться 1143 км, по Вышневолоцкой — 1440 км. Шлюзы, каналы,

пристани, другие искусственные сооружения насчитывались сотня-

ми. По Волге, Тверце, каналам, Мсте, Ильменю, Волхову, Ладоге и

Неве ежегодно проходило до 6000 барж и 5000 плотов. Проводили

барки бурлаки, которых в Рыбинске собиралось до 100 000. Полоса

по краю берега, по которой двигались бурлаки, тянувшие баржи,

называлась бечевником (от слова «бечева»), его надо было поддер-

живать в надлежащем порядке.

Летними гужевыми перевозками занимались около 800 000 чело-

век, а зимними — более 300 000. К началу XIX в. в России насчиты-

валось свыше 3200 почтовых станций, на которых содержалось почти

38 000 лошадей, а в почтовом ведомстве числилось более 450 почто-

вых учреждений. И всем были нужны дороги, состояние которых

определялось поговоркой «чем дальше, тем страшнее».

Августин Бетанкур, являясь зарубежным специалистом высокого

класса, хорошо знал и учитывал особенности положения вещей в

России. Поэтому он предлагал два существующих налога для сухо-

путных и водных сообщений заменить одним налогом в виде прибав-

ки к подушной подати по рублю на душу. Только одна эта мера мог-

ла дать, по подсчетам Бетанкура, от 18 до 20 млн рублей в год. Бе-

танкур предложил брать с купечества к налогу на дороги (около

514 000 рублей) столько же в пользу судоходства, т. е. в общей слож-

ности 1 028 000 рублей. При таком подходе можно было не тратить

силы на сбор денег с перевозчиков грузов и пассажиров. Появилась

возможность сосредоточить силы и ресурсы на улучшении самих пу-

тей сообщения из образуемого таким способом транспортного фонда

(бюджета). Транспортный сбор Бетанкур предлагал сделать более

справедливым в региональном плане. В своей докладной записке он

писал, что Петербургская, Новгородская и Псковская губернии, со-

вершенно освобожденные от содержания больших дорог, орошаемые

судоходными реками и каналами, близкие к Петербургу, могли бы по

справедливости вносить в полтора раза более, а удаленные от трактов

и путей вывоза губернии — в полтора раза менее других.

Бетанкур обращался в Комитет министров и к императору за

поддержкой своих предложений, «дабы ускорить сочинением проэк-

тов и производством работ по улучшению главнейших водяных пу-

тей, Московское шоссе купно с большими мостами, шоссе под

Нарвою и т. д. …По отделке и сих дорог началась бы перестройка