Гуманитарный вестник
#
3·2017
7
Культура публичной научно-профессиональной речи в системе вузовского обучения...
сты, а также фрагменты устных публичных выступлений используют
на занятиях по риторике как речевые образцы и материал для анализа.
Речевая деятельность оратора, как и любая другая, складывается
из определенных этапов:
1) ориентировка в ситуации;
2) планирование действия;
3) его осуществление;
4) контроль результатов.
Вначале человек ориентируется в речевой ситуации и планирует
свое речевое действие, потом его выполняет, а затем непременно дол-
жен проверить, достигнут ли запланированный результат.
Подготовка публичного выступления.
Нужна ли подготовка к
публичному выступлению? Безусловно. Однако она может быть раз-
личной. Так, митинговая речь обычно бывает краткой — 5–10 ми-
нут — и может быть произнесена после минимальной подготовки.
А вот лекция, научный доклад и даже выступление на семинаре или
презентация в студенческой аудитории требуют тщательной подготов-
ки. В процессе развития риторики выработалась схема подготовки пу-
бличного выступления, включающая следующие этапы:
1) оценка обстановки и состава слушателей;
2) поиск и подбор необходимого материала;
3) составление плана речи, систематизация и логическое упорядо-
чение собранных сведений;
4) содержательная и литературная обработка текста;
5) запоминание текста;
6) репетирование выступления с необходимой интонацией, мими-
кой, жестами.
К культуре научно-профессиональной речи предъявляют требо-
вания содержательности (критерии истины, научности, новизны, ак-
туальности, прагматичности), логичности (выражение мысли, законы
тождественности, достаточности основания и др.), построения ком-
позиции высказываний (задача, адресат, речевые реакции, тип речи,
умение держаться в рамках дискурса), владения механизмами речи,
выбора языковых средств, языковой нормы, коммуникативной целесо-
образности и выразительности.
Современному специалисту также необходимо освоить методи-
ку организации и проведения различных видов бесед, переговоров,
презентаций, телефонных разговоров и т. д., овладеть стратегией и
тактикой поведения в наиболее типичных ситуациях профессиональ-
но-делового общения. Важно знать, из каких этапов складывается
деятельность оратора, как подготовиться к встрече со слушателями,