Т.П. Скорикова, Е.А. Орлов
#
3·2017
Гуманитарный вестник
4
элементов тоже может нарушать нормы устных жанров и делать речь
трудной для восприятия.
Например, синтаксическая конструкция именительный темы,
свойственная разговорной речи (
Иван, его я знаю с детства
), чрез-
вычайно типична и для русской публичной речи (деловой, обществен-
но-политической, научной):
Проблемы глобализации, на них мы с вами
остановимся подробнее; Водные ресурсы, их эксплуатация регулиру-
ется специальным законодательством.
В публичной речи эта разго-
ворная модель не только приемлема, но и служит приемом привлече-
ния внимания публики к предмету высказывания. Напротив, типичные
для письменной (особенно деловой и научной) речи причастные обо-
роты будут отягчать синтаксис устной речи. Следует рекомендовать
студентам в устном публичном высказывании заменять такие причаст-
ные обороты придаточными определительными со словом «который»,
чтобы избежать нарушения жанровой нормы.
Логическая структура публичной речи.
Целостность
публич-
ной речи заключается в единстве ее темы — главной мысли высту-
пления (основной проблемы, поставленной в нем) и смысловых ча-
стей произносимого текста. Речь воздействует лишь в том случае,
если имеется последовательность в изложении мысли. Логическая
организация речи предполагает продуманность ее плана и четкость
композиции.
Композиция речи
— это мотивированное содержанием и замыслом
расположение всех частей выступления и целесообразное их соотно-
шение. В композиции выступления выделяют пять частей: зачин, всту-
пление, основная часть, заключение, концовка. Каждая из них имеет
свои целевые установки.
Зачин
— самое начало речи. Чаще всего он содержит этикетные
формулы — обращение к слушателю (
Уважаемые дамы и господа!
Уважаемые коллеги!
). Интересный зачин привлекает внимание ауди-
тории; кроме того, он может указывать, в каком ключе будет произне-
сена речь.
Следующая часть композиции —
вступление
. Его основная зада-
ча — подготовить слушателей к восприятию речи: расположить их
к себе, организовать внимание аудитории. Для этого используют ряд
приемов: апелляция к интересам слушателей, вопросы, яркие приме-
ры и т. п. Вступление содержит несколько аспектов:
1) психологический — закрепление контакта с аудиторией, кото-
рый был вызван зачином, создание необходимого настроя;
2) содержательный — описание целевой установки речи, перечис-
ление проблем, рассматриваемых в основной части;