Т.П. Скорикова, Е.А. Орлов
#
3·2017
Гуманитарный вестник
2
товки специалиста наряду с курсами по языку научного и делового
общения должен непременно включаться раздел по основам культуры
научной публичной речи.
Необходимость изучения риторики при этом очевидна, так как
именно владение риторическими знаниями обеспечивает успех ком-
муникации в разных областях человеческой жизни — и семейной, и
профессиональной, и деловой. Особенно важны эти знания тем, чье
умение общаться с людьми составляет часть профессиональной под-
готовки, а именно преподавателям, журналистам, юристам, руководи-
телям разных рангов, менеджерам, гидам-переводчикам, вовлеченным
в сферу русскоязычного общения.
В настоящее время эффективной речевой коммуникации в профес-
сионально-деловой сфере общения уделяется все большее внимание,
уже разработаны специальные курсы по общей и деловой риторике
[2–5], в которых изложение теоретического материала (деловое об-
щение, основы культуры речи, мастерство публичного выступления,
искусство спора и др.) дополняется практикумом по основам оратор-
ского искусства.
Иностранцы — выпускники российских вузов, имеющие бога-
тый запас специальной лексики и знающие русскую грамматику в
пределах вузовской программы, тем не менее испытывают опреде-
ленные трудности в построении устного публичного высказывания,
будь то доклад на конференции, выступление на собрании или иные
формы монологической речи в сферах учебно-научного или профес-
сионально-делового общения. Еще бо́льшую сложность публичная
речь на русском языке будет представлять для изучающих язык вне
языковой среды, так как в этом случае доступ к образцам реальной
публичной речи ограничен. Тем не менее и для данной группы уча-
щихся необходимо овладение умением строить публичное выступле-
ние, так как это может быть связано с их будущей профессиональной
деятельностью.
Таким образом, перед методистами и преподавателями довольно
остро стоит вопрос о внедрении риторического аспекта речевой куль-
туры в практику обучения иностранцев. Задача обучения публичной
речи в сфере профессионального общения осложняется необходи-
мостью дифференцировать развитие соответствующих умений для
студентов-иностранцев разных профилей обучения. Так, для студен-
тов гуманитарного профиля (будущих преподавателей, журналистов
и т. д.) необходимо владение искусством воздействующей речи, для
специалистов в области точных наук на первый план выдвигается уме-
ние логично моделировать свою речь [1, 5, 6, 10], — в этом состоит