Т.П. Скорикова, Е.А. Орлов
#
3·2017
Гуманитарный вестник
6
рассмотрим проблему, поясним, попробуем понять, отметим, ска-
жем прямо
и др.
3. В роли средства установления контакта выступают некоторые
вводные конструкции, содержащие обращения к слушателям:
как вы
понимаете, как видите, как вы знаете, как вы убедились
и др. С по-
мощью таких вводных конструкций оратор подготавливает сообщение
новой информации, сопоставляя ее с уже имеющейся, и одновременно
подчеркивает осведомленность публики о самом предмете речи.
4. Контактность речи создают также побудительные предложения,
например:
согласитесь, прочитайте, подумайте, считайте, отметь-
те, запомните, проанализируйте
и др. Они обращены к слушателям,
призывают их к определенным действиям.
5. Установлению контакта с аудиторией и привлечению внимания
к информации служит вопросно-ответное единство. Оно создает си-
туацию непосредственного общения со слушателями и придает сооб-
щению разговорный характер. Оратор задает вопрос и сам отвечает
на него, например:
«Что же заставляет нас с вами постоянно обра-
щаться к этой проблеме? Дело в том, что в ней кроется суть процес-
са обмена информацией…»
6. Помогают установить контакт с аудиторией и этикетные речевые
формулы, которые входят в зачин и концовку речи. Этикет ораторской
речи — это устойчивые единицы, принятые в ораторской практике и
необходимые для поддержания общения в избранной тональности.
Оратор обращается к формулам речевого этикета, учитывая ситу-
ацию выступления. Формулы бывают официальные (
граждане, дамы
и господа, коллеги
) и неофициальные, которые в свою очередь делятся
на нейтральные (
разрешите на сегодня закончить, этим я заканчиваю
свое выступление
и др.) и эмоциональные (
Друзья! Дорогие друзья,
мне было очень приятно выступить перед вами, я хочу поблагодарить
вас за внимание
и др.).
Итак, композицию речи составляют различные смысловые блоки,
содержательно связанные между собой. Средства контакта и речевого
этикета помогают установить оптимальный контакт со слушателями.
Основные этапы риторической деятельности.
Обучение рито-
рике должно включать формирование умений анализировать речевую
ситуацию, осмысливать содержание речи, располагать материал —
строить речь, словесно точно и ярко выражать мысли и чувства, аргу-
ментировать свою точку зрения.
Цель обучения риторике — овладение правилами построения уст-
ного публичного выступления. Создание текста в письменной форме
является предварительным этапом подготовки речи. Письменные тек-