Гуманитарный вестник
#
3·2017
1
Культура публичной научно-профессиональной речи в системе вузовского обучения...
УДК 808.2:378-02
DOI 10.18698/2306-8477-2017-3-424
Культура публичной научно-профессиональной
речи в системе вузовского обучения русскому языку
как иностранному
© Т.П. Скорикова, Е.А. Орлов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены проблемы обучения иностранных учащихся культуре устной науч-
но-профессиональной речи в вузе нефилологического профиля. Проанализированы
признаки и логическая структура (композиция) публичной речи, средства установ-
ления контакта с аудиторией, описаны основные этапы риторической деятельно-
сти оратора и подготовки публичного выступления.
Ключевые слова:
культура устной научно-профессиональной речи, логическая
структура публичной речи, композиция публичной речи, подготовка публичного
выступления
Культура публичной (ораторской) речи стала признаваться в от-
ечественной методике и русистике главным и высшим критерием
культуры устной речи, в связи с чем риторика, ораторское искусство
включены практически во все современные курсы по русскому языку
и культуре речи для носителей языка [1–9]. Мысль о том, что данный
аспект обучения речевому общению важен именно для носителей рус-
ского языка, а для иностранцев прежде всего актуально владение са-
мим языковым материалом, представляется ошибочной. Тем не менее
перед методистами и преподавателями довольно остро стоит вопрос о
внедрении риторического аспекта речевой культуры в практику вузов-
ского образования в целом и в подготовку и самообразование специа-
листа в частности. Не до конца разработанной остается проблема объ-
ема риторических знаний для учащихся различного профиля.
Обучение иностранцев культуре речи направлено на повышение
уровня их языковой и коммуникативной компетенции, что поможет им
оптимально использовать средства языка при устном и письменном
общении в различных сферах деятельности (учебно-научной, профес-
сионально-деловой, общественно-политической и обиходно-бытовой).
Однако практика показывает, что обычно иностранцы — выпускники
вузов — не умеют правильно оформлять результаты своей речемыс-
лительной деятельности в виде устного или письменного публичного
высказывания. Поэтому, по мнению авторов статьи, в систему подго-