Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

#

3·2017

3

Культура публичной научно-профессиональной речи в системе вузовского обучения...

технологичность и практическая значимость риторики как учебной

дисциплины.

Практическая ценность разработанного одним из авторов данной

статьи спецкурса «Культура публичной речи» [8] состоит в том, что в

нем охвачены актуальные для студентов сферы общения: собственно

научная, профессионально-деловая, общественно-публицистическая.

Далее кратко обозначим основные характеристики публичной

речи, акцентируя главные методические проблемы, связанные с обу-

чением иностранцев культуре публичной научно-профессиональной

речи.

Признаки публичной речи.

Публичная речь

это устная лите-

ратурная монологическая речь общественного назначения, обращен-

ная к определенной аудитории, например выступления на совеща-

ниях, семинарах, конференциях, собраниях, в лекционных залах, на

учебных занятиях с персоналом и т. д. При всем многообразии тем,

количественной и качественной разнородности аудитории, целей об-

щения, публичная речь обладает следующими признаками: высокая

информативность, адресованность определенной, достаточно широ-

кой аудитории, общественная значимость [11, с. 3]. Авторы исходят

из концепции О.А. Лаптевой о том, что в основе устной публичной

речи лежит не книжно-письменный вариант литературного языка, а

его устная разновидность, лингвистический статус которой определя-

ется ее пограничным положением между функциональными стилями

(публицистическим, научным, официально-деловым) и обиходно-раз-

говорной речью.

Поскольку публичная речь — подготовленная по книжно-пись-

менным источникам, которые оказывают прямое влияние на структуру

речи, в ней содержатся многие элементы книжно-письменных стилей

(научного, официально-делового, публицистического). Использование

в устной публичной речи данных средств языка происходит благодаря

действию фактора содержательного плана — фактора темы.

Ораторская речь произносится вслух, поэтому в ней неизбежно

употребление элементов обиходно-разговорного стиля, который тесно

связан с устной формой речи. Публичный монолог диалогичен по сво-

ему содержанию, так как он обращен к аудитории и предполагает эмо-

циональный отклик слушателей. Чем более свойственны публичному

выступлению все характеристики живого разговора, тем сильнее его

воздействие на слушателей. Иностранцев следует целенаправленно

учить умению интегрировать в серьезный профессиональный контекст

элементы разговорного стиля так, чтобы они не нарушали литератур-

ную норму, одновременно объясняя, что обилие книжно-письменных