Гуманитарный вестник
#
3·2017
3
Культура публичной научно-профессиональной речи в системе вузовского обучения...
технологичность и практическая значимость риторики как учебной
дисциплины.
Практическая ценность разработанного одним из авторов данной
статьи спецкурса «Культура публичной речи» [8] состоит в том, что в
нем охвачены актуальные для студентов сферы общения: собственно
научная, профессионально-деловая, общественно-публицистическая.
Далее кратко обозначим основные характеристики публичной
речи, акцентируя главные методические проблемы, связанные с обу-
чением иностранцев культуре публичной научно-профессиональной
речи.
Признаки публичной речи.
Публичная речь
—
это устная лите-
ратурная монологическая речь общественного назначения, обращен-
ная к определенной аудитории, например выступления на совеща-
ниях, семинарах, конференциях, собраниях, в лекционных залах, на
учебных занятиях с персоналом и т. д. При всем многообразии тем,
количественной и качественной разнородности аудитории, целей об-
щения, публичная речь обладает следующими признаками: высокая
информативность, адресованность определенной, достаточно широ-
кой аудитории, общественная значимость [11, с. 3]. Авторы исходят
из концепции О.А. Лаптевой о том, что в основе устной публичной
речи лежит не книжно-письменный вариант литературного языка, а
его устная разновидность, лингвистический статус которой определя-
ется ее пограничным положением между функциональными стилями
(публицистическим, научным, официально-деловым) и обиходно-раз-
говорной речью.
Поскольку публичная речь — подготовленная по книжно-пись-
менным источникам, которые оказывают прямое влияние на структуру
речи, в ней содержатся многие элементы книжно-письменных стилей
(научного, официально-делового, публицистического). Использование
в устной публичной речи данных средств языка происходит благодаря
действию фактора содержательного плана — фактора темы.
Ораторская речь произносится вслух, поэтому в ней неизбежно
употребление элементов обиходно-разговорного стиля, который тесно
связан с устной формой речи. Публичный монолог диалогичен по сво-
ему содержанию, так как он обращен к аудитории и предполагает эмо-
циональный отклик слушателей. Чем более свойственны публичному
выступлению все характеристики живого разговора, тем сильнее его
воздействие на слушателей. Иностранцев следует целенаправленно
учить умению интегрировать в серьезный профессиональный контекст
элементы разговорного стиля так, чтобы они не нарушали литератур-
ную норму, одновременно объясняя, что обилие книжно-письменных