Previous Page  5 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 11 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

#

3·2017

5

Культура публичной научно-профессиональной речи в системе вузовского обучения...

3) концептуальный — указание на специфику темы, определение

ее актуальности и общественной значимости.

Вступление помогает перейти к

основной

части

, цель которой —

сообщение главной информации. Оратор пользуется здесь фактами,

логическими доказательствами, аргументацией, анализирует приме-

ры, спорит с предполагаемыми оппонентами и т. д. В основной ча-

сти оратору важно доказать свои положения, убедить слушателей и,

возможно, побудить их к определенным действиям. Для подготовки

данной части выступления необходимо знакомство с теорией аргумен-

тации. Это умение сформулировать тезис (положение, которое нужно

доказать) и привести убедительные аргументы (доводы в обоснование

тезиса). В основной части оратор должен проявить навыки владения

риторическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и

основными приемами доказательства (индукция, дедукция, аналогия).

Цель

заключения

— закрепить впечатление от сказанного, помочь

аудитории привести в систему все услышанное. В заключении можно

подвести итоги всему сказанному, суммировать, обобщить те мысли,

которые были высказаны в основной части; кратко повторить глав-

ные тезисы выступления, еще раз подчеркнуть его основную мысль и

важность разобранной темы для слушателей; наметить пути развития

идей, высказанных оратором; поставить перед аудиторией на основе

всей речи какие-либо задачи.

Средства установления контакта с аудиторией.

Важным на на-

чальном этапе воздействия является установление контакта со слуша-

телями. С этой целью говорящий в публичной научной речи использу-

ет определенные языковые средства.

1. Употребление местоимения «мы» в обобщающем значении «я +

вы» (т. е. «я и слушатели»). Например,

«Мы все вместе должны поду-

мать над той проблемой, о которой у нас с вами пойдет речь»

. «Мы»

создает эффект единства, общения и личного контакта между орато-

ром и аудиторией. С помощью такого приема выступающий пригла-

шает слушателей к совместному размышлению о каких-либо фактах,

создает эффект непринужденного разговора.

2. Другим средством контакта являются глагольные формы. Гла-

гольная форма 1-го лица множественного числа, соотносящаяся с

обычно отсутствующим местоимением «мы», объединяет оратора со

слушателями и выражает их совместное мнение, например:

«Но вер-

немся к этой замечательной работе и посмотрим, что и как. Скажем

прямо, эта работа и поставленные в ней проблемы имеют дискус-

сионный характер».

Могут использоваться разные глаголы, выража-

ющие коммуникативное содержание речи:

проясним, конкретизируем,