Гуманитарный вестник
#
3·2017
5
Культура публичной научно-профессиональной речи в системе вузовского обучения...
3) концептуальный — указание на специфику темы, определение
ее актуальности и общественной значимости.
Вступление помогает перейти к
основной
части
, цель которой —
сообщение главной информации. Оратор пользуется здесь фактами,
логическими доказательствами, аргументацией, анализирует приме-
ры, спорит с предполагаемыми оппонентами и т. д. В основной ча-
сти оратору важно доказать свои положения, убедить слушателей и,
возможно, побудить их к определенным действиям. Для подготовки
данной части выступления необходимо знакомство с теорией аргумен-
тации. Это умение сформулировать тезис (положение, которое нужно
доказать) и привести убедительные аргументы (доводы в обоснование
тезиса). В основной части оратор должен проявить навыки владения
риторическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и
основными приемами доказательства (индукция, дедукция, аналогия).
Цель
заключения
— закрепить впечатление от сказанного, помочь
аудитории привести в систему все услышанное. В заключении можно
подвести итоги всему сказанному, суммировать, обобщить те мысли,
которые были высказаны в основной части; кратко повторить глав-
ные тезисы выступления, еще раз подчеркнуть его основную мысль и
важность разобранной темы для слушателей; наметить пути развития
идей, высказанных оратором; поставить перед аудиторией на основе
всей речи какие-либо задачи.
Средства установления контакта с аудиторией.
Важным на на-
чальном этапе воздействия является установление контакта со слуша-
телями. С этой целью говорящий в публичной научной речи использу-
ет определенные языковые средства.
1. Употребление местоимения «мы» в обобщающем значении «я +
вы» (т. е. «я и слушатели»). Например,
«Мы все вместе должны поду-
мать над той проблемой, о которой у нас с вами пойдет речь»
. «Мы»
создает эффект единства, общения и личного контакта между орато-
ром и аудиторией. С помощью такого приема выступающий пригла-
шает слушателей к совместному размышлению о каких-либо фактах,
создает эффект непринужденного разговора.
2. Другим средством контакта являются глагольные формы. Гла-
гольная форма 1-го лица множественного числа, соотносящаяся с
обычно отсутствующим местоимением «мы», объединяет оратора со
слушателями и выражает их совместное мнение, например:
«Но вер-
немся к этой замечательной работе и посмотрим, что и как. Скажем
прямо, эта работа и поставленные в ней проблемы имеют дискус-
сионный характер».
Могут использоваться разные глаголы, выража-
ющие коммуникативное содержание речи:
проясним, конкретизируем,