Репрезентология и ее эпистемологический статус
Гуманитарный вестник
# 2·2017 7
гическое содержание ИИ в широком смысле слова, служит своеоб-
разным «пробным камнем» для компьютерной репрезентологии.
Рассмотрим различные разделы репрезентологии.
Концепция фи-
лософской репрезентологии
представляет собой современную эписте-
мологическую концепцию, в которой осуществляется теоретическая
реконструкция концептуального оформления проблемы репрезентации
знания в историко-философской традиции. В рамках философской ре-
презентологии исследуют становление и развитие учений философ-
ской репрезентации знания, которые представляют собой различные
варианты решения этой проблемы, имевшие место в истории эписте-
мологии. Проблему репрезентации знания можно вычленить в кон-
тексте эпистемологических концепций, начиная с античных фило-
софских учений и заканчивая современными эпистемологическими
теориями. В философской репрезентологии применяют как дискур-
сивный, так отчасти и инженерный подходы к исследованию и репре-
зентации знания.
Историко-философская реконструкция концептуального оформле-
ния проблемы репрезентации знания реализуется в соответствии
с двумя важнейшими методологическими установками. Во-первых,
проблему репрезентации знания интерпретируют как имманентную со-
ставляющую исторически варьируемых и сменяющих друг друга эпи-
стемологических концепций. Во-вторых, ее рассматривают в аспекте
сущностной характеристики, выражающейся в том, что эта проблема
служит для фиксации различных способов представления знания по-
средством использования знаковых систем в ряде наук (философия,
компьютерные и когнитивные науки). Такой ракурс исследования поз-
воляет осуществить необходимый анализ генезиса и эволюции пробле-
мы репрезентации знания в историко-философской традиции и создает
необходимые предпосылки для соотнесения решения данной проблемы
в философии со спецификой ее решения в когнитивных и компьютер-
ных науках, философско-методологическому анализу которых посвя-
щены когнитивная и компьютерная репрезентологии.
На оформление концептуального содержания проблемы компью-
терной репрезентации знания первостепенное влияние в 60–70-е годы
ХХ в. оказывают прорывы в области ИИ, а также результаты, полу-
ченные в когнитивных науках [1, 3, 5, 7–10]. В современной науке
различают внешние репрезентации, связанные с созданием символи-
ческих систем в естественных языках и научных дисциплинах (фило-
софии, логике, математике), и внутренние репрезентации, которые
ориентированы на деятельность памяти, мышления и воображения,
обращенную к пониманию средств внешних репрезентаций и перево-
ду их во внутреннюю духовную жизнь. При этом психолого-
лингвистический подход к репрезентации знания, характерный для
когнитивных наук, часто оказывается тесно связанным с эпистемоло-