В.А. Иноземцев
2
Гуманитарный вестник
# 2·2017
тах предметных областей, их свойствах, отношениях, событиях, про-
цессах и закономерностях структуры и функционирования, а также
правил вывода одних утверждений из других. В статье понятие «ком-
пьютерные знания» используется в характерном для ИИ понимании
в силу его широчайшего распространения в этом междисциплинарном
направлении исследований, хотя данное понятие не совсем привычно
для философов и не всегда ими принимается. Компьютерные знания
в ИИ включают знания экспертов и объективированные знания, со-
держащиеся в различных документах и естественно-языковых текстах.
Они кодифицируются, формализуются и запечатлеваются в знаковых
системах, характерных для ИИ (компьютерные модели и программы,
языки программирования).
Наконец, в 1980-е годы понятие «репрезентация знания» начина-
ет проникать в философский лексикон. Под этим словосочетанием
в современной философии понимают представление результатов
многообразных форм познавательной деятельности, имеющих раз-
личную природу, их кодификацию и запечатление в знаковых систе-
мах с помощью таких посредников, как модели, естественные и ис-
кусственные языки, а также различные логические и математические
системы. Изучение
репрезентации знания
в таком понимании пред-
полагает выяснение того, посредством каких структур и в каких
формах знание представляется в знаковых системах вообще и в язы-
ках (в том числе искусственных) в частности, а также того, какие в
этих знаковых системах имеются репрезентации и как они взаимо-
действуют между собой.
В 1970-е годы сформировалась проблема
компьютерной репре-
зентации знания
. Ее сущность заключается в несоответствии между
имеющимися у экспертов неформализованными знаниями о законо-
мерностях структуры и функционирования предметных областей
действительности, а также о методах решения сложных интеллекту-
альных задач, с одной стороны, и с другой — необходимостью фик-
сации, кодификации, формализации этого знания, запечатления его
в памяти компьютеров посредством знаковых систем (компьютерных
моделей, программ и языков программирования) уже в виде компью-
терных знаний с целью их хранения, трансляции, трансформации
и последующего применения. Проблема компьютерной репрезента-
ции знания решается посредством создания различных концепций
(логической, сетевой, фреймовой), каждая из которых представляет
собой совокупность соответствующих моделей и языков компьютер-
ной репрезентации знания.
Проблема компьютерной репрезентации знания — это современ-
ный технический вариант
общей проблемы репрезентации знания
.
Сущность последней состоит в несоответствии между наличием не-
формализованного (содержательного) знания о мире, которое имеется