В.А. Иноземцев
8
Гуманитарный вестник
# 2·2017
гическими и логическими проблемами. К их числу относятся про-
блемы истинности когнитивного содержания репрезентации, непро-
тиворечивости и полноты символических систем логики и математи-
ки, используемых в качестве средств репрезентации как обыденного,
так и формализованного научного знания.
Попытки компьютерного моделирования мышления с момента
зарождения этой идеи дают значительный толчок разработкам в ко-
гнитивных науках, и прежде всего в когнитивной психологии,
направленным на изучение познавательной деятельности, а впослед-
ствии также исследованиям в когнитивной лингвистике и когнитив-
ной психолингвистике [7]. Когнитивная психология изучает прису-
щие людям когнитивные структуры и процессы [8, 9]. Когнитивными
являются структуры восприятия и в особенности памяти, посред-
ством которых люди получают и хранят информацию об окружаю-
щей их действительности. Когнитивные процессы в отличие от более
пассивных когнитивных структур — это активные компоненты по-
знания, которые определяют воздействие данных структур на приня-
тие решений и организацию деятельности субъекта в окружающем
мире. Значительная часть когнитивных структур и процессов базиру-
ется на операциях со знаковыми системами, важнейшими из которых
являются естественные языки.
В фокус изысканий когнитивной психологии попадает ряд слож-
ных феноменов, в том числе механизмы образования и функциониро-
вания внутренних когнитивных репрезентаций. Посредством этих ре-
презентаций решается актуальная для когнитивной психологии
проблема: как знания представляются в мышлении, т. е. каким образом
репрезентируется в них информация о реальной действительности.
Когнитивная психология теснейшим образом взаимодействует
с исследованиями в области когнитивной лингвистики и когнитивной
психолингвистики [7]. В особенности переплетаются работы в назван-
ных междисциплинарных направлениях исследований в ходе решения
проблемы репрезентации знания. Она занимает важное место и в ко-
гнитивной лингвистике. Именно лингвисты впервые вводят структуры
репрезентации знания, которые сразу становятся структурами компь-
ютерной репрезентации знания (фреймы, сценарии, форматы) [8, 11].
В когнитивной лингвистике изучаются только когнитивные про-
цессы, связанные с речевой и языковой деятельностью. Последняя
описывает интеракцию различных когнитивных способностей в раз-
ных типах деятельности людей. Вместе с тем ориентации когнитив-
ной лингвистики и когнитивной психологии по проблеме репрезен-
тации знания во многом совпадают, так как в обеих науках изучаются
механизмы внутренних когнитивных репрезентаций. При этом ко-
гнитивная лингвистика фокусируется на коммуникации и понимании
в ходе этих внутренних репрезентаций, а когнитивная психология