Репрезентология и ее эпистемологический статус
Гуманитарный вестник
# 2·2017 5
Эпистемологическое содержание ИИ в широком смысле образу-
ют эпистемологические проблемы и пути их решения, которые ха-
рактерны для концепций инженерии знаний, исследующих наряду
с компьютерной репрезентацией знания и манипулированием знани-
ями, также процессы приобретения знаний, их классификации, по-
полнения и обобщения, компьютерного восприятия и компьютерного
понимания.
Важнейшая задача инженерно-кибернетического подхода к зна-
нию заключается в системном исследовании эволюции концепций
инженерии знаний, представляющих собой применение инженерного
подхода к анализу компьютерных знаний в ИИ и образующих его
эпистемологическое содержание. Взаимодействие и взаимопроник-
новение различных видов компьютерных знаний детерминирует
в ИИ возникновение ряда научных и технологических феноменов,
например репрезентации знания. Инженерно-кибернетический под-
ход к исследованию и репрезентации знания конфигурирует также
эпистемологическое содержание информационно-компьютерной ре-
волюции, а также выступает в качестве основы формирования новой
эпистемологической парадигмы и методологии исследования и ре-
презентации знания в современной науке.
Обратимся к конституированию философско-методологической
рефлексии над проблемой репрезентации знания в компьютерных
и когнитивных науках в новые самостоятельные эпистемологические
концепции. Для обозначения этих концепций будем использовать
введенный в ряде предыдущих работ [2–5] автором данной статьи
термин «репрезентология», под которым понимается совокупность
концепций, с применением которых исследуют проблему репрезен-
тации знания в различных научных дисциплинах и междисциплинар-
ных направлениях исследований. Следует отметить, что термин «ре-
презентология», который используется в этой и других работах
автора, имеет совершенно иное значение, чем в языкознании. В неко-
торых современных русскоязычных работах по языкознанию репре-
зентология определяется как раздел данной науки, изучающий спе-
цифику чужой речи. Эти два термина никак не связаны.
Термин «репрезентация знания» появился в первую очередь
вследствие развития компьютерных наук и компьютерных способов
представления информации. Вместе с этим данный термин можно
применять по отношению к любым способам представления инфор-
мации (преимущественно знаний) посредством использования знако-
вых систем, которые имеют место в различных видах человеческой
деятельности. Исходя из многозначности термина «репрезентация
знания» и его широкого спектра употребления в таких науках, как
философия, когнитивные и компьютерные науки, выделим в составе
репрезентологии философский, когнитивный и компьютерный разде-