Previous Page  11 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 16 Next Page
Page Background

Репрезентология и ее эпистемологический статус

Гуманитарный вестник

# 2·2017 11

ных модификаций и трансформаций получает название

информаци-

онно-компьютерной революции

.

В рамках философско-методологического анализа феномена ин-

формационно-компьютерной революции как фактора становления

новой эпистемологической парадигмы в современной науке

становит-

ся необходимым исследование ее эпистемологического содержания и

влияния на проблематику репрезентации знания в ИИ и компьютер-

ных науках. Это привело к формированию концепций эпистемологии

искусственного интеллекта и компьютерной эпистемологии, опира-

ющихся на инженерно-кибернетический подход к исследованию

и репрезентации знания.

Наиболее существенным результатом информационно-компьютер-

ной революции становится разработка интеллектуальных информаци-

онных технологий. Эти технологии объединяют различные артефакты

(интеллектуальные компьютерные системы, интеллектуальные про-

граммы, системы репрезентации знаний и базы знаний), с помощью ко-

торых создают технические устройства, применяемые для осуществле-

ния деятельности, аналогичной мыслительной деятельности людей.

Информационные системы называют интеллектуальными, если они

способны не только обрабатывать компьютерные данные, как это дела-

ют обычные информационные системы, но и совершать операции, тра-

диционно считавшиеся прерогативой людей, например способность

рассуждать, общаться на естественных языках, понимать различные

тексты и речевые сообщения, генерировать знания, классифицировать

и обобщать имеющиеся, принимать обоснованные решения.

В конце 50-х годов ХХ в. многие виды человеческой деятельно-

сти, считавшиеся ранее интеллектуальными и творческими, стало

возможно выполнять посредством компьютерных программ. Проис-

ходит переход от программ, предназначенных для вычислений,

к ориентированным на символьные преобразования. Алгоритмы, про-

граммы, модели, первоначально применявшиеся для решения вычисли-

тельных задач, переносятся в новую область — обработку нечисловой

информации, их начинают использовать для решения общеинформаци-

онных задач, связанных с преобразованием компьютерных знаний. Эти

знания с 1970-х годов занимали важнейшее место в информатике и ИИ.

Появлялись банки и базы знаний, компьютерные системы, основанные

на знаниях, исследовались проблемы приобретения, репрезентации, ма-

нипулирования, обобщения и классификации знаний. Информация

и знание сами по себе изучены в научной литературе в достаточно ши-

роком диапазоне. Однако их взаимоотношения и переход от обычной

информации к знанию, в особенности к компьютерным способам его

представления, исследованы в гораздо меньшей степени, хотя именно

эти проблемы оказываются наиболее существенными при рассмотрении