Репрезентология и ее эпистемологический статус
Гуманитарный вестник
# 2·2017 11
ных модификаций и трансформаций получает название
информаци-
онно-компьютерной революции
.
В рамках философско-методологического анализа феномена ин-
формационно-компьютерной революции как фактора становления
новой эпистемологической парадигмы в современной науке
становит-
ся необходимым исследование ее эпистемологического содержания и
влияния на проблематику репрезентации знания в ИИ и компьютер-
ных науках. Это привело к формированию концепций эпистемологии
искусственного интеллекта и компьютерной эпистемологии, опира-
ющихся на инженерно-кибернетический подход к исследованию
и репрезентации знания.
Наиболее существенным результатом информационно-компьютер-
ной революции становится разработка интеллектуальных информаци-
онных технологий. Эти технологии объединяют различные артефакты
(интеллектуальные компьютерные системы, интеллектуальные про-
граммы, системы репрезентации знаний и базы знаний), с помощью ко-
торых создают технические устройства, применяемые для осуществле-
ния деятельности, аналогичной мыслительной деятельности людей.
Информационные системы называют интеллектуальными, если они
способны не только обрабатывать компьютерные данные, как это дела-
ют обычные информационные системы, но и совершать операции, тра-
диционно считавшиеся прерогативой людей, например способность
рассуждать, общаться на естественных языках, понимать различные
тексты и речевые сообщения, генерировать знания, классифицировать
и обобщать имеющиеся, принимать обоснованные решения.
В конце 50-х годов ХХ в. многие виды человеческой деятельно-
сти, считавшиеся ранее интеллектуальными и творческими, стало
возможно выполнять посредством компьютерных программ. Проис-
ходит переход от программ, предназначенных для вычислений,
к ориентированным на символьные преобразования. Алгоритмы, про-
граммы, модели, первоначально применявшиеся для решения вычисли-
тельных задач, переносятся в новую область — обработку нечисловой
информации, их начинают использовать для решения общеинформаци-
онных задач, связанных с преобразованием компьютерных знаний. Эти
знания с 1970-х годов занимали важнейшее место в информатике и ИИ.
Появлялись банки и базы знаний, компьютерные системы, основанные
на знаниях, исследовались проблемы приобретения, репрезентации, ма-
нипулирования, обобщения и классификации знаний. Информация
и знание сами по себе изучены в научной литературе в достаточно ши-
роком диапазоне. Однако их взаимоотношения и переход от обычной
информации к знанию, в особенности к компьютерным способам его
представления, исследованы в гораздо меньшей степени, хотя именно
эти проблемы оказываются наиболее существенными при рассмотрении