Previous Page  3 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 16 Next Page
Page Background

Репрезентология и ее эпистемологический статус

Гуманитарный вестник

# 2·2017 3

у каждого субъекта познавательной деятельности, с одной стороны, и

необходимостью формализации и представления этого знания с по-

мощью знаковых (языковых, математических, логических) систем, с

другой стороны. Общая проблема репрезентации знания вплоть до не-

давнего времени находилась в тени других более значимых философ-

ских вопросов, и анализу подвергались лишь ее отдельные аспекты.

В большинстве философских систем вплоть до последних деся-

тилетий XX в. понятие репрезентации знания не имеет четко выра-

женного категориального статуса, а проблема репрезентации знания,

к сожалению, обычно не исследуется в философской литературе

вплоть до 1980-х годов. Складывается парадоксальная ситуация.

С одной стороны, феномен репрезентации знания обширен, сложен,

и потребуется немало сил для того, чтобы изучить его только в исто-

рико-философской традиции. С другой стороны, в философских рабо-

тах до недавнего времени не ставится задача комплексного философ-

ско-методологического анализа этого феномена и связанной с ним

проблемы репрезентации знания, а также исследования ее взаимосвя-

зей с другими философскими задачами и категориями. Проблема ре-

презентации знания приобретает самостоятельность и актуализируется

в последние десятилетия в связи с интенсивным развитием компью-

терных и когнитивных наук и оформлением такой ее разновидности,

как проблема компьютерной репрезентации знания.

В качестве основополагающих подходов к исследованию знания

выделим дискурсивный и инженерный. При

дискурсивном подходе

в центре внимания оказываются проблемы сущности знания, спосо-

бов его бытия, отличия знания от квазизнания, истинности знания,

его структурной организации, соотношения личностного и внелич-

ностного знания. При

инженерном подходе

концентрируются на ре-

шении инструментально-технологических проблем приобретения,

репрезентации, обработки и трансляции знания, а также на анализе

различных методов работы со знаниями. Дискурсивный и инженер-

ный подходы к исследованию знания практически одновременно за-

родились в эпоху античной классики, однако развивались в дальней-

шем неравномерно. Каждый из названных подходов к исследованию

знания может быть распространен и на соответствующие подходы

к репрезентации знания. Следует отметить, что термин «дискурсив-

ный» в данной статье понимается в традиционном смысле, а не

в постмодернистском истолковании. Вместе с тем в отличие от тра-

диционного понимания в данном случае «дискурсивный» не проти-

вопоставляется интуитивному и чувственному.

Вплоть до середины XX в. доминирующим подходом в филосо-

фии и науке является дискурсивный подход к исследованию и репре-

зентации знания. Это, безусловно, не означает, что до указанного

времени совершенно не развивался инженерный подход к знанию.