Репрезентология и ее эпистемологический статус
Гуманитарный вестник
# 2·2017 3
у каждого субъекта познавательной деятельности, с одной стороны, и
необходимостью формализации и представления этого знания с по-
мощью знаковых (языковых, математических, логических) систем, с
другой стороны. Общая проблема репрезентации знания вплоть до не-
давнего времени находилась в тени других более значимых философ-
ских вопросов, и анализу подвергались лишь ее отдельные аспекты.
В большинстве философских систем вплоть до последних деся-
тилетий XX в. понятие репрезентации знания не имеет четко выра-
женного категориального статуса, а проблема репрезентации знания,
к сожалению, обычно не исследуется в философской литературе
вплоть до 1980-х годов. Складывается парадоксальная ситуация.
С одной стороны, феномен репрезентации знания обширен, сложен,
и потребуется немало сил для того, чтобы изучить его только в исто-
рико-философской традиции. С другой стороны, в философских рабо-
тах до недавнего времени не ставится задача комплексного философ-
ско-методологического анализа этого феномена и связанной с ним
проблемы репрезентации знания, а также исследования ее взаимосвя-
зей с другими философскими задачами и категориями. Проблема ре-
презентации знания приобретает самостоятельность и актуализируется
в последние десятилетия в связи с интенсивным развитием компью-
терных и когнитивных наук и оформлением такой ее разновидности,
как проблема компьютерной репрезентации знания.
В качестве основополагающих подходов к исследованию знания
выделим дискурсивный и инженерный. При
дискурсивном подходе
в центре внимания оказываются проблемы сущности знания, спосо-
бов его бытия, отличия знания от квазизнания, истинности знания,
его структурной организации, соотношения личностного и внелич-
ностного знания. При
инженерном подходе
концентрируются на ре-
шении инструментально-технологических проблем приобретения,
репрезентации, обработки и трансляции знания, а также на анализе
различных методов работы со знаниями. Дискурсивный и инженер-
ный подходы к исследованию знания практически одновременно за-
родились в эпоху античной классики, однако развивались в дальней-
шем неравномерно. Каждый из названных подходов к исследованию
знания может быть распространен и на соответствующие подходы
к репрезентации знания. Следует отметить, что термин «дискурсив-
ный» в данной статье понимается в традиционном смысле, а не
в постмодернистском истолковании. Вместе с тем в отличие от тра-
диционного понимания в данном случае «дискурсивный» не проти-
вопоставляется интуитивному и чувственному.
Вплоть до середины XX в. доминирующим подходом в филосо-
фии и науке является дискурсивный подход к исследованию и репре-
зентации знания. Это, безусловно, не означает, что до указанного
времени совершенно не развивался инженерный подход к знанию.