Репрезентология и ее эпистемологический статус
Гуманитарный вестник
# 2·2017 9
ориентируется на сами познавательные структуры и процессы, в том
числе на организацию памяти. Обе дисциплины тесно взаимодей-
ствуют между собой и при решении проблем, связанных с операция-
ми со знаковыми системами.
Следует отметить, что результаты, полученные в ИИ и компью-
терных науках в целом, влияют на когнитивные науки, а достижения в
когнитивных науках, в свою очередь, оказывают обратное воздействие
на новые разработки в области ИИ и компьютерной репрезентации
знания. Первоначально на исследования в когнитивной психологии
в 50–60-е годы ХХ в. значительное влияние оказывали информа-
ционный подход и компьютерная метафора, появление которой вы-
звано развитием информационно-компьютерных технологий, ки-
бернетическим движением и успехами в ИИ. В соответствии с компь-
ютерной метафорой мозг и разум человека сравниваются с компьюте-
рами, а познавательные процессы рассматриваются по аналогии с
компьютерной обработкой информации [8, 10]. Результаты, получен-
ные в компьютерных науках и ИИ, на протяжении своего
существования воздействуют на когнитивные науки.
С другой стороны, с конца 1960-х — середины 1970-х годов успехи
и достижения когнитивных наук, в особенности когнитивной психоло-
гии, начинают оказывать обратное воздействие на исследования в обла-
сти ИИ и компьютерной репрезентации знания. Это относится в первую
очередь к формированию в рамках компьютерной репрезента-
ции знания сетевой и фреймовой концепций. Данные концепции появи-
лись как конструкции когнитивной психологии, а фреймы и семантиче-
ские сети понимались в момент их создания преимущест-
венно как когнитивные структуры [11]. В дальнейшем они начинают
рассматриваться как структуры компьютерной репрезентации знания
[12, 13]. Однако не следует забывать, что и фреймовая, и сетевая кон-
цепции базируются на концепциях структур человеческого восприятия
и памяти, разработанных в когнитивной психологии. При этом обе кон-
цепции компьютерной репрезентации знания до сих пор имеют само-
стоятельное значение как психологические и эпистемологические и
применяются при решении проблем, выходящих за рамки компьютер-
ной репрезентации знания.
Исходя из этого следующий раздел общей репрезентологии назовем
концепцией когнитивной репрезентологии
. В нем изучается репрезента-
ция знания в когнитивных науках, в том числе в когнитивной психоло-
гии, лингвистике, психолингвистике, эволюционной теории познания,
экологической эпистемологии. В когнитивной репрезентологии исполь-
зуют как дискурсивный, так и инженерный подходы к исследованию и
репрезентации знания.
Проблема компьютерной репрезентации знания становится объ-
ектом рассмотрения
концепции компьютерной репрезентологии
, ко-