Previous Page  7 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 11 Next Page
Page Background

Формы проявления исторических закономерностей

Гуманитарный вестник

# 02·2017 7

Однако необратимость нового направления определяют не только

реформы, но и выросшее за эти 25 лет молодое поколение и поколе-

ние 40–50-летних, пришедшее во власть.

Здесь, правда, возникает проблема: социально-политические ин-

ституты меняются в ходе революций, а сколь долго сохраняются

привычки людей, традиции народа, политическая ментальность?

Вполне возможно, что ментальность как коллективно-личностное

образование, тем более — культура этноса, представляет собой

устойчивые духовные ценности, глубинные установки. Но политиче-

ская ментальность зависит не столько от национальных традиций,

сколько от уровня развития политических институтов и средств мас-

совой информации. Исторический опыт XX в. позволяет утверждать,

что политическую ментальность можно изменить за одно-два поко-

ления (что видно на примере Северной и Южной Кореи, стран Бал-

тии или Украины).

При сравнении разных периодов одной и той же страны (как и

одного региона с другим) историка поджидает опасность непонима-

ния чужой культуры. П. Берк, например, пишет, что при изучении

предшествующего периода даже собственной страны историк должен

сохранять «культурную дистанцию» и смотреть на прошедшие собы-

тия как на события «чужой страны» [18, с. 25, 26]. Тем не менее

субъективизм в оценках, невольная, изначальная предвзятость среди

историков отнюдь не редкость.

Например, хрестоматийным является прозвище Ивана IV —

Грозный. В соответствии со своими деяниями царь должен воспри-

ниматься исключительно как антигерой. Эта оценка и закрепилась в

отечественной историографии XIX в. — в работах Н.М. Карамзина,

Н.А. Полевого, М.П. Погодина, С.С. Хомякова, К.С. Аксакова,

Н.И. Костомарова, Д.И. Иловайского. Но как пишет современный ис-

торик С.В. Переверцев, Иван IV воспринимал себя как инструмент

Господа, обращающего людей к истине, свету и спасающего тем са-

мым их души, он пытался возродить идею древнего аскетизма в том

виде, как ее понимали самые первые русские монахи — в виде истя-

зания плоти [19]. «Иван Грозный внутренне уверился в том, что он

имеет полное и несомненное право относиться к собственному госу-

дарству и к собственному народу, как к телу, которое необходимо ис-

тязать, подвергать всяческим мучениям, ибо только тогда откроются

пути к вечному блаженству» [19].

Оценивая прошедшие эпохи и зная их итоги, историк зачастую

выступает в качестве судьи (хотя он не может воспринимать сердцем,

чувствовать проблемы, которых нет в его собственном времени, но

которые являлись побудительным мотивом для ушедших поколений).

В результате возникает вероятность совершения научной ошибки.