Формы проявления исторических закономерностей
Гуманитарный вестник
# 02·2017 5
Между тем любое историческое исследование по выбору пред-
мета, постановке цели, своему понятийному аппарату и теорети-
ческим основам зачастую оказывалось продуктом той социально-
бытовой среды, в которой живет историк [14, с. 19], что может
порождать субъективизм. До недавних пор примером такой из-
начальной предвзятости многих историков Европы был европо-
центризм. Он представлял собой восприятие ценностей западной
цивилизации в качестве общемирового эталона, т. е. в отношение
ко всем неевропейским цивилизациям изначально закладывалось
упрощение вместо беспристрастных попыток понять незнакомую
культуру.
Очевидно, что ликвидация на рубеже 20–30-х годов XX в. пар-
тийно-государственным руководством СССР всех видов собствен-
ности, кроме государственной, повлекло за собой сокращение эко-
номических свобод и гражданских прав. Означает ли это, что
советское общество по сравнению с дореволюционным сделало шаг
назад? Разумеется, нет. Если в 1913 г. Россия по объему промыш-
ленного производства занимала пятое место в мире, а ее доля в ми-
ровом производстве составляла 3,14 %, то в 1937 г. СССР по обще-
му объему промышленного производства занял второе место в мире
(после США), а его доля выросла до 13,7 %. Экономика националь-
ных регионов сделала гигантский шаг вперед: производственный
потенциал Киргизии увеличился в 96 раз, Таджикистана — в 116
раз. Таким образом, итоги развития Советского Союза в 30-е годы
XX в. должны оцениваться исходя из проблем, которые тогда стоя-
ли перед страной, а не из политических и духовных ценностей дру-
гого региона или времени. Ради вывода, что СССР в те десятилетия
не был похож на современную Западную Европу, исследование не
стоило и начинать.
Отказ от европоцентризма в западной науке наметился еще в 80–
90-е годы XX в. Историков подтолкнула к этому мультикультурная
философия, призывавшая в равной степени толерантно и с уважени-
ем относиться к историко-культурному опыту народов других регио-
нов мира [15].
Как остроумно заметил немецкий историк Л. Кухенбух, «евро-
центризм имеет две крайности — болезненный евроз или восторжен-
ная евротика» [16]. В августе 2015 г. в Китае на открытии XXII Меж-
дународного конгресса исторических наук (МКИН) генеральный
секретарь МКИН профессор Р. Франк отметил, что на конгрессе бу-
дут представлены достижения историков по части преодоления евро-
поцентризма [17]. Таким образом, из академической среды это мето-
дологическое заблуждение уходит, но остаются некоторые
методические сложности.