Алгоритм построения складской логистической системы
Гуманитарный вестник
# 11·2016 7
При определении оптимального количества складов и их
расположения «склад — клиент» следует учитывать, что отгрузки с
мелких складов на другие практически отсутствуют, следовательно,
такие склады в цепи поставок являются промежуточным звеном
между центральным (распределительным) складом и клиентом.
На складах более низкого уровня анализ клиентской базы ведется
не только с целью мониторинга возможности самовывоза, но и для
того, чтобы находить пересечения клиентской базы подобных
складов с региональными распределительными складами. Поэтому
необходимо осуществлять четкое планирование и прогнозирование
спроса, чтобы избежать двойной платы за транспортировку.
В складировании предусмотрены нормы резервации на складах,
варьирующиеся в зависимости от сезонности с целью снижения за-
трат на запасы и хранение. Ежедневно с каждого склада должны по-
ступать данные по загруженности, которые в течение года обрабаты-
ваются, затем проводится анализ структуры складирования, вносятся
изменения в резервацию паллетомест (ПМ) в зависимости от загру-
женности склада в течение периода. Рассчитывается загрузка склада
как отношение текущего уровня запасов
Х
к норме резервации ПМ:
100 %.
X Z
N
= ⋅
Проведение анализа загрузки складских площадей и сбор анали-
тической информации по единицам хранения позволяют выявить
слабые места системы складирования, а также пустые затраты на
складскую деятельность.
В рамках складской системы выделяют следующие основные
проблемы:
•
неритмичный процесс снабжения и отгрузки со складов, что
негативно влияет на эффективность уровня запасов;
•
доминирование входа над выходом товаров на складах, что ве-
дет к затовариванию склада;
•
пересечение клиентской базы складов более низкого уровня с
распределительным складом при централизованной системе складов,
что в некоторых случаях ведет к двойным транспортным издержкам;
•
неэффективное использование площадей арендуемых складов.
На основе данных о пересечении клиентской базы и расстояния
от основных клиентов до склада можно делать вывод об эффективно-
сти или неэффективности территориального расположения склада.
При принятии решения о закрытии склада следует изыскивать иные
способы отгрузки товара основным клиентам посредством использо-
вания транспорта предприятия или самовывозом.
Еще одним вариантом улучшения эффективности затрат является
пересмотр нормы хранения материальных ресурсов при учете роста