Previous Page  14 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 19 Next Page
Page Background

А.Н. Нехамкин, В.А. Нехамкин

14

Гуманитарный вестник

# 8·2016

конфликт в том числе из-за боязни использовать любые средства для

достижения успеха. В рамках концепции «скифская тактика» (вклю-

чавшая намеренную деструкцию своих и чужих городов) выступала

важным элементом решения задачи.

Частичный антиурбанизм первоначально использовался РККА и

санкционировался руководством СССР в ходе оборонительного пе-

риода Великой Отечественной войны. В оставляемых советских го-

родах требовалось уничтожать объекты инфраструктуры (предприя-

тия, системы жизнеобеспечения — водопровод, отопление и т. д., от-

дельные здания, запасы продовольствия), чтобы они не достались

врагу. В период отступления из СССР (с осени 1943 г.) уже вермахт

применял (в рамках теории «тотальной войны») подобную практику

в отношении городов РСФСР, Украины, Белоруссии, Прибалтики.

(Такие действия стали предметом осуждения Нюренбергского трибу-

нала над нацистскими преступниками.)

Довелось испытать на себе частичный антиурбанизм и немцам.

Например, министр вооружений нацистской Германии А. Шпеер так

вспоминал содержание одной из инструкций Гитлера от 29 марта 1945 г.

по поводу разрушения объектов инфраструктуры: «Наша цель —

не допустить функционирования всех видов транспорта на оставляе-

мых территориях». Следовало уничтожить мосты, железнодорожные

пути и оборудование железнодорожных станций, паровозы, вагоны,

фабрично-заводское оборудование, шлюзы и судоподъемники, а суда

и баржи — утопить в реках и каналах, чтобы перекрыть по ним дви-

жение кораблей противника. Шпеер отмечает: «Лишь специалист мог

определить точный ущерб, который понесла бы Германия в результа-

те выполнения этого тщательно разработанного приказа» [13, с. 585].

Отсюда частичный антиурбанизм (как временная мера остановки

противника) перерастал в полный.

В целом частичный антиурбанизм не эффективен с военной и

гражданской точек зрения. Он относится к числу затратных (прежде

всего для использующих этот подход государств) технологий. Унич-

тожение городской инфраструктуры способно замедлить, но не оста-

новить продвижение войск противника (как показал опыт СССР в

1941–1942 гг., нацистской Германии — в 1943–1945 гг.). Разрушение

же своих городов вызывает обнищание собственного населения. Не-

смотря на негативные последствия, такой подход применяется соб-

ственными и чужими политиками, военачальниками, что делает го-

рода опасными для жителей, заставляет их покидать данные террито-

рии, искать спасения в сельской местности.

Итак, военный (милитаристский) антиурбанизм всегда вел к де-

струкции городов, разрушению их инфраструктуры. Он «покупался»

слишком высокой ценой. В условиях ядерной войны возможно унич-