Кибердипломатия: новые вызовы международного морского пиратства…
Гуманитарный вестник
# 9·2016 7
выми, информационными и политическими взаимосвязями. Пират-
ская среда является системообразующим элементом, который фор-
мирует пиратскую обстановку в регионе. Рассматривая этот элемент,
можно выявить роль пиратских формирований, снабжающих идеоло-
гический центр результатами информационной разведки в пирато-
опасных регионах в Аденском заливе (Сомали), Юго-Восточной
Азии (Вьетнам, Сингапур, Тайланд) и Гвинейском заливе (Либерия,
Нигерия).
Пиратство как социально-политическое явление является важ-
нейшим источником средств к существованию целых групп населе-
ния (что имеет место, например, в Сомали), а также транснациональ-
ной деятельностью для извлечения преступных сверхдоходов, в том
числе посредством шантажа конкретных корпораций и транспорти-
рующих компаний. В сложные периоды международных отношений
пиратство может выступать орудием дестабилизации политической
обстановки в регионе, а также воздействия на конкретное государ-
ство для достижения политических целей. Таким образом, в случае
использования пиратами информационной разведки можно спрогно-
зировать немалый размер ущерба, влекомый объектом криминальных
деяний, и оценить риски (угрозы) его применения пиратской средой.
Информационную разведку морских пространств можно отнести
к разновидности информационного терроризма.
В соответствии с
определением, приведенным Центром политического анализа и ин-
формационной безопасности, это особая форма насилия, представ-
ляющая собой сознательное и целенаправленное информационное
воздействие или угрозу применения такого воздействия для принуж-
дения правительства к реализации политических, экономических, ре-
лигиозных и иных целей террористической организацией или от-
дельными террористами, сопровождаемое эмоциональным воздей-
ствием на общество для возбуждения в нем страха, панических
настроений, потери доверия к власти и создания политической неста-
бильности [10].
Угрозой информационным ресурсам
может быть деятельность
космических, воздушных, морских и наземных технических средств
разведки иностранных государств. Некоторые виды данной разведки
включают в себя следующие мероприятия:
•
сбор и анализ данных из открытых источников;
•
несанкционированные отключения объектов от источников пи-
тания, а также из-за доступа к информации и вычислительным ресур-
сам. В частности, в 2015 г. сотрудники Федеральной службы без-
опасности Российской Федерации отразили свыше 1 млн 200 тыс. ха-
керских атак, причем более 280 тыс. из них были направлены на сайт
Президента Российской Федерации;