Previous Page  3 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 17 Next Page
Page Background

Кибердипломатия: новые вызовы международного морского пиратства…

Гуманитарный вестник

# 9·2016 3

В этой связи целесообразно отметить в числе новых вызовов

международному сообществу методы информационно-сетевой

войны. Термин впервые введен в научный оборот Бэзилом Генри

Лиддел Гартом и был проводником для концепта «мягкая сила» в

опубликованном им в 1941 г. в Лондоне труде «Стратегия непрямых

действий». В отличие от Ганса Дельбрюка, выделявшего социальное

обеспечение армии на примере римских легионов, принимавших уча-

стие в битвах при Марафоне, Гавгамелах, Заме, как преимущество

силовой направленности государства [2], и Карла фон Клаузевица,

видевшего в качестве основного вектора применения боевых дей-

ствий измор и сокрушение [3], Лиддел Гарт полагал, что основной

целью войны является не полное уничтожение вооруженных сил и

экономического потенциала вражеского государства, а принуждение

правящих кругов враждебной страны (или даже нескольких госу-

дарств-противников) к принятию таких условий, которые бы полно-

стью отвечали политическим, экономическим, военным интересам

государства-агрессора [4].

Концепция информационно-сетевых войн значительно подтвердила

свое влияние в настоящее время. Цифровая дипломатия, ранее

представленная как закрытая сфера деятельности, в связи с развитием

информационного общества приобрела законодательное закрепление в

основных доктринальных документах государств. Так, инструментарий

информационно-коммуникационных

технологий

содержится

в

Концепции внешней политики Российской Федерации от 12 февраля

2013 г. как опорный комплексный инструментарий для «мягкой силы»,

а также в Стратегии национальной безопасности США от 15 февраля

2015 г. как обеспечительный аппарат разведывательных служб [5].

И. Сурма рассматривает информационно-телекоммуникационные сети

в качестве дипломатического инструментария ресурсов государств,

включающего средства по созданию благоприятного имиджа

государства за счет формирования общественного мнения (на

примере

компаративного

анализа

ведомственных

сайтов

Министерств иностранных дел Российской Федерации, Французской

Республики и Италии) [6]. В этой связи также следует отметить

показательный пример формирования СМИ негативного образа госу-

дарства — события после оранжевых революций на Украине 2005 и

2015 гг. По причине политики «мягкой силы» США после наложения

ряда санкций Россия фактически оказалась в экономической изоля-

ции. По итогам докладов в Европейском парламенте наряду с возрас-

тающей степенью осуждения действий Российской Федерации в от-

ношении Украины у бывших членов Варшавского договора и при-

балтийских государств также усматривается публичное признание

эффективности ее действий по защите собственных интересов неко-

торыми из перечисленных стран.