Кибердипломатия: новые вызовы международного морского пиратства…
Гуманитарный вестник
# 9·2016 3
В этой связи целесообразно отметить в числе новых вызовов
международному сообществу методы информационно-сетевой
войны. Термин впервые введен в научный оборот Бэзилом Генри
Лиддел Гартом и был проводником для концепта «мягкая сила» в
опубликованном им в 1941 г. в Лондоне труде «Стратегия непрямых
действий». В отличие от Ганса Дельбрюка, выделявшего социальное
обеспечение армии на примере римских легионов, принимавших уча-
стие в битвах при Марафоне, Гавгамелах, Заме, как преимущество
силовой направленности государства [2], и Карла фон Клаузевица,
видевшего в качестве основного вектора применения боевых дей-
ствий измор и сокрушение [3], Лиддел Гарт полагал, что основной
целью войны является не полное уничтожение вооруженных сил и
экономического потенциала вражеского государства, а принуждение
правящих кругов враждебной страны (или даже нескольких госу-
дарств-противников) к принятию таких условий, которые бы полно-
стью отвечали политическим, экономическим, военным интересам
государства-агрессора [4].
Концепция информационно-сетевых войн значительно подтвердила
свое влияние в настоящее время. Цифровая дипломатия, ранее
представленная как закрытая сфера деятельности, в связи с развитием
информационного общества приобрела законодательное закрепление в
основных доктринальных документах государств. Так, инструментарий
информационно-коммуникационных
технологий
содержится
в
Концепции внешней политики Российской Федерации от 12 февраля
2013 г. как опорный комплексный инструментарий для «мягкой силы»,
а также в Стратегии национальной безопасности США от 15 февраля
2015 г. как обеспечительный аппарат разведывательных служб [5].
И. Сурма рассматривает информационно-телекоммуникационные сети
в качестве дипломатического инструментария ресурсов государств,
включающего средства по созданию благоприятного имиджа
государства за счет формирования общественного мнения (на
примере
компаративного
анализа
ведомственных
сайтов
Министерств иностранных дел Российской Федерации, Французской
Республики и Италии) [6]. В этой связи также следует отметить
показательный пример формирования СМИ негативного образа госу-
дарства — события после оранжевых революций на Украине 2005 и
2015 гг. По причине политики «мягкой силы» США после наложения
ряда санкций Россия фактически оказалась в экономической изоля-
ции. По итогам докладов в Европейском парламенте наряду с возрас-
тающей степенью осуждения действий Российской Федерации в от-
ношении Украины у бывших членов Варшавского договора и при-
балтийских государств также усматривается публичное признание
эффективности ее действий по защите собственных интересов неко-
торыми из перечисленных стран.