Д.А. Цезарь
4
Гуманитарный вестник
# 9·2016
Кроме того, достаточно распространенной политикой в настоящее
время является проводимое государствами повышение открытости
информации о правосудии, здравоохранении, органах исполнительной и
законодательной власти.
Вместе с тем увеличение возможностей доступа к информационно-
телекоммуникационным сетям, социалиальная электронификация
общества ведут к формированию особой зоны риска. Незащищенные
информационные каналы в рамках концепции обеспечения между-
народной безопасности провоцируют возможность применения
информационно-коммуникационных технологий в целях, несовмести-
мых с задачами обеспечения международной стабильности и безо-
пасности.
В пользу вышеизложенного свидетельствуют доводы француз-
ского политолога Поля Вирилио, в соответствии с которыми террор
всегда ориентировался на СМИ, перенося территорию несущих угро-
зу событий на экран телевизора и дисплей компьютера.
Отчеты об оценке влияния информационно-сетевой войны, про-
веденной ВМС США, выделяют Россию, Китай, Индию и Кубу в ка-
честве стран, проводящих политику подготовки к информационной
войне. Активными в указанной политике государствами в данных
отчетах представляются Франция, Япония и Германия. Также оцене-
ны экономические затраты государств на информационно-сетевые
разработки: 120 млрд долларов в год [7].
Наиболее опасную роль в информационно-сетевой войне госу-
дарств играют ее спутники, невидимые акторы. Информация и ин-
формационная инфраструктура в настоящее время являются наибо-
лее опасным оружием, используемым на мировой арене акторами
различного масштаба как на уровне международных и национальных
структур противоборствующих государств, так и в масштабе терро-
ристических и пиратских сред, представляющих собой источники
глобальных угроз современности.
Кибердипломатия (digital diplomacy) представлена в законода-
тельстве США как применение социальных сетей в дипломатической
практике. Вместе с тем это обобщенное определение в дальнейшем
получает развернутую классификацию, в которую входят: создание
молодежного протестного движения, объединение пользователей во-
круг интерактивного радио и телевидения, мобилизация групп оппо-
зиционеров, формирование диалога между представителями прави-
тельства и блогерами и др.
Согласно исследованиям И. Сурмы, цифровая дипломатия несет
более широкую смысловую нагрузку и, являясь формой публичной
дипломатии, представляет собой механизм влияния на зарубежную
аудиторию посредством методов размещения радио- и телепередач в
сети Интернет, распространения в открытом доступе литературы в