Д.А. Цезарь
2
Гуманитарный вестник
# 9·2016
ученый Р. Каплан отмечает, что Европа уже не является центральной
ареной XXI в. ввиду наличия у современных систем международных
отношений сформированных правил адаптации к изменениям поли-
тической среды. В «новой» дипломатии акцент международных от-
ношений смещен на Восток. Об этом пишет О.П. Иванов в исследо-
вании военно-политической стратегии ведущих держав в Азиатско-
Тихоокеанском регионе (АТР), приводя доводы в пользу того, что Ин-
дийский океан и АТР превратились в центр притяжения внимания глав-
ных участников международных отношений и мировой политики [1].
«Новая» дипломатия в большей степени, чем «старая», отводила
место аналитической информации, носившей научный характер.
Особенно важное место занял анализ международных отношений,
мировой политики и экономики. Значительно стала меняться роль
общественности в политике, и в этой связи расширяется методология
«информационной дипломатии». Ее также отличают оперативность и
скорость принятия решений управленческого характера. При этом
принято считать, что «новую» дипломатию особенно плодотворно
внедряли СССР и США.
Ряд ученых отмечают смену курса дипломатии с абсолютистско-
го на курс демократического контроля. Данная смена курса обосно-
вана превалированием фактора чувства общности между народными
массами, растущим у населения государства пониманием значения
общественного мнения, увеличением путей сообщения и способов
связи. В пример можно привести Великобританию, Германию при
Гитлере, Италию при Муссолини.
Рост глобальных и региональных проблем совместно с усилением
влияния на международные отношения СМИ привел к формирова-
нию определения «информационная», или «кибердипломатия». Счи-
тается, что информационная дипломатия распространяет свое влия-
ние на все ветви власти: законодательную, исполнительную и судеб-
ную. СМИ используются государством для создания более широкой
опоры для руководства и правящей элиты иностранных государств.
Интенсивность использования информатизации в политике сформи-
ровала тенденцию к открытости политических дебатов, обществен-
ным обсуждениям законопроектной деятельности.
Сотрудничество стран между собой и с международными
организациями призвано совершенствовать и укреплять глобальную
международную безопасность, создавать эффективные механизмы
противодействия новым угрозам, новым вызовам безопасности, таким
как терроризм (в том числе международный), киберпреступность,
морское пиратство. Это явилось предпосылкой для определения в
качестве приоритета внешней политики Российской Федерации
взаимо-действия с международными организациями и странами в
сфере противодействия вышеуказанным угрозам в XXI в.