Д.А. Цезарь
6
Гуманитарный вестник
# 8·2016
пространству посредством изменения правового статуса субъекта
малого предпринимательства, проливов в Черном море, острова
Шпицберген и прилегающих нему островов. Подобная проблема
представляется региональным конфликтным узлом в свете террито-
риальных споров России с Японией из-за Южных Курил, Китаем и
Тайванем из-за сферы интересов в Тайваньском проливе, а также
акваториальных сфер влияния в Восточно-Китайском и Южно-
Китайском морях между Китаем, Тайванем и Японией. Особенности
подобных региональных конфликтных узлов в значительной мере
исследованы учеными-политологами Е.П. Бажановым и О.П. Ива-
новым, в частности, в свете усиления политического влияния стран
АТР. Так, Е.П. Бажанов в своих исследованиях проводит характе-
ристику очагов региональных конфликтных узлов, а также выявляет
особенности дипломатической стратегии СССР, а позднее и Российской
Федерации в АТР, в рамках которой устанавливаются дипломатические
отношения с Южной Кореей, Китаем и в более поздний период —
с Таджикистаном, КНДР в рамках решения проблем обеспечения
национальной безопасности [4].
О.П. Иванов приводит доводы в пользу геополитической стратегии
усиления контроля над проливами, через которые проходят основные
грузопотоки (на примере Малаккского пролива, посредством которого
товары идут через Индийский океан в Восточную Азию), что позволит
государству-контролеру влиять на политику многих азиатских
государств [5].
Кроме того, для позиции России на Северном морском пути
представляет угрозу запуск Китайской судоходной компанией с 2013 г.
регулярных коммерческих рейсов ледокольных судов-снабженцев.
Китай начал подготовку ледоколов специального класса, вышел на
высокие результаты экономически выгодных грузоперевозок в Европу,
а эксплуатация первого запущенного указанным маршрутом судна
«Снежный дракон» положила начало проведению Китаем мероприятий
по подготовке квалифицированных специалистов ледокольного флота.
Успешность эксплуатации данных морских акваторий в интересах
стабильного экономического развития Российской Федерации во
многом зависит от безопасности судоходства по морским путям, в том
числе и от угроз пиратских актов.
Устойчивое и бесперебойное функционирование водного
транспорта страны положительно влияет на военно-политическую,
экономическую и экологическую безопасность Российской Федерации,
тогда как увеличение пиратских актов в акваториях России
представляет угрозу вышеуказанным сферам.
Вербальное моделирование как основа социально-полити-
ческого прогнозирования.
С распространением угрозы в интеллекту-