Геополитика «новой волны»: обзор факторного пространства пиратской среды
Гуманитарный вестник
# 8·2016 11
развития и нестабильной внутриполитической ситуацией является
источником существования для довольно больших групп населения.
В апреле 2013 г. Морским ситуационным центром по борьбе
с пиратством совместно с Далхаузским университетом США была
разработана 25-летняя программа (Далхаузский проект). Программа
включает в себя политику развития международных мер борьбы с
пиратством и междисциплинарные исследования для действий в
прибрежных регионах, а также на море, и посвящена изучению пра-
вовых и социальных условий, вызвавших развитие пиратства в раз-
личных регионах. Далхаузский проект также предусматривает клас-
сификацию стран риска на сильные с политической, экономической,
военной, социальной устойчивостью, а также слабые государства.
Согласно проекту, слабые государства в основном могут быть
охарактеризованы широким спектром географических, физических
или экономических ограничений. Некоторые из этих государств
имеют этнические, религиозные, языковые или межобщинные очаги
напряженности, которые приводят к росту жестокости населения. В
ряде случаев высокий и постоянно увеличивающийся уровень город-
ской преступности, ухудшение инфраструктуры, школ, больниц, а
тоже ослабление государственности и влияния государственных
служб также являются характеристиками подобных государств. Спи-
сок «слабых государств» в проекте возглавляют Сомали, Йемен, Су-
дан, Эритрея и Эфиопия. Ни одна из этих стран не имеет средств для
обеспечения соблюдения норм законодательства в пределах своих
границ, не говоря уже об отсутствии попыток организации междуна-
родного сотрудничества для противодействия морской среде.
С учетом приведенных особенностей можно предположить, что пи-
ратские группы наиболее вероятно будут существовать и осуществлять
свою деятельность преимущественно в слабых государствах, так как
чтобы обеспечить комфортные условия работы для минимизации коли-
чества пиратских нападений, необходим определенный уровень госу-
дарственности, социальной и экономической защиты.
При этом часто задействуется рассмотренный ранее на примере
России геополитический фактор, оказывающий непосредственное
влияние на формирование пиратских групп. Данный фактор учиты-
вает протяженность морской границы, расположение на континен-
тальном шельфе запасов минерального сырья и биологических ре-
сурсов. Водные пути обладают особой важностью как в интересах
обеспечения внутригосударственных перевозок, особенно в регио-
нах, где морской и речной транспорт является безальтернативным
видом транспорта, так и во внешнеэкономической деятельности.
Кроме того, следует принимать во внимание зависимость соци-
ального уровня проживающего на побережье населения от защищен-
ности и эффективности морской экономической деятельности.