Previous Page  10 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 18 Next Page
Page Background

Д.А. Цезарь

10

Гуманитарный вестник

# 8·2016

номического восстановления стран в послекризисный период),

реформирования армии, образования, пенсионного обеспечения населе-

ния. При задействовании фактора ИСВ характерно участие основных

общественных институтов: СМИ, религиозных организаций, учрежде-

ний культуры, неправительственных организаций, общественных дви-

жений, финансируемых из-за рубежа, научных институтов. Таким обра-

зом, данный фактор охватывает географическую (контроль над терри-

торией посредством информационно-разведывательных систем),

экономическую (навязывание систем кредитования, ввод эмбарго, санк-

ций), идеологическую (распространение дезинформации о статусе гео-

политического агрессора), сетевую (компьютерные атаки на вычисли-

тельные и коммуникационные системы в целях похищения политиче-

ски важных данных) сферы общества.

Иные факторы пиратской среды.

Пиратская среда влияет не

только на локальные процессы, затрагивает интересы людей, прожи-

вающих в данной конкретной деревне, области, а в последние годы

приобрела влияние на внутреннюю политику целого государства и на

внешнюю политику многих стран.

Рассмотрим влияние пиратской среды на мировую экономику

и международную стабильность. Экономический фактор выражается

прежде всего в численном значении мировой экономики, особенно

сейчас, во время перехода экономик многих стран в рецессию, в том

числе в связи с усилением угрозы ИГИЛ. В 2011 г. общий объем вы-

купа пиратами составил 146 млн долларов. В 2012 г. эта сумма

уменьшилась до 31,75 млн долларов. Снижение в 2012 г. количества

заканчивающихся захватом судов нападений может быть вызвано

присутствием в районе Африканского Рога кораблей ВМС ряда

стран, осуществляющих мероприятия в рамках международных уси-

лий по борьбе с пиратством. В 2013 г. экономический ущерб от пират-

ской деятельности составил 6 млрд долларов, в 2014 г. — 3–3,2 млрд

долларов. За первое полугодие 2015 г. и за текущие месяцы

зафиксировано большое количество случаев пиратства, что говорит о

возможном росте экономического ущерба.

Исходя из того, что доля морского транспорта в суммарном ми-

ровом грузообороте составляет более 60 %, а также с учетом некото-

рых особенностей его развития, в частности формирования новых

морских путей, образования особых их сгущений на некоторых направ-

лениях, усиления монополизации судоходства, обострения борьбы за

грузы, можно сделать вывод о возросшем экономическом влиянии пи-

ратской среды.

Еще один важный фактор, позитивно влияющий на формирова-

ние и существование пиратских групп, — стабильно низкий уровень

образования. Действительно, по исследованиям зарубежных ученых,

пиратская среда в целом ряде стран с весьма невысоким уровнем