Д.А. Цезарь
10
Гуманитарный вестник
# 8·2016
номического восстановления стран в послекризисный период),
реформирования армии, образования, пенсионного обеспечения населе-
ния. При задействовании фактора ИСВ характерно участие основных
общественных институтов: СМИ, религиозных организаций, учрежде-
ний культуры, неправительственных организаций, общественных дви-
жений, финансируемых из-за рубежа, научных институтов. Таким обра-
зом, данный фактор охватывает географическую (контроль над терри-
торией посредством информационно-разведывательных систем),
экономическую (навязывание систем кредитования, ввод эмбарго, санк-
ций), идеологическую (распространение дезинформации о статусе гео-
политического агрессора), сетевую (компьютерные атаки на вычисли-
тельные и коммуникационные системы в целях похищения политиче-
ски важных данных) сферы общества.
Иные факторы пиратской среды.
Пиратская среда влияет не
только на локальные процессы, затрагивает интересы людей, прожи-
вающих в данной конкретной деревне, области, а в последние годы
приобрела влияние на внутреннюю политику целого государства и на
внешнюю политику многих стран.
Рассмотрим влияние пиратской среды на мировую экономику
и международную стабильность. Экономический фактор выражается
прежде всего в численном значении мировой экономики, особенно
сейчас, во время перехода экономик многих стран в рецессию, в том
числе в связи с усилением угрозы ИГИЛ. В 2011 г. общий объем вы-
купа пиратами составил 146 млн долларов. В 2012 г. эта сумма
уменьшилась до 31,75 млн долларов. Снижение в 2012 г. количества
заканчивающихся захватом судов нападений может быть вызвано
присутствием в районе Африканского Рога кораблей ВМС ряда
стран, осуществляющих мероприятия в рамках международных уси-
лий по борьбе с пиратством. В 2013 г. экономический ущерб от пират-
ской деятельности составил 6 млрд долларов, в 2014 г. — 3–3,2 млрд
долларов. За первое полугодие 2015 г. и за текущие месяцы
зафиксировано большое количество случаев пиратства, что говорит о
возможном росте экономического ущерба.
Исходя из того, что доля морского транспорта в суммарном ми-
ровом грузообороте составляет более 60 %, а также с учетом некото-
рых особенностей его развития, в частности формирования новых
морских путей, образования особых их сгущений на некоторых направ-
лениях, усиления монополизации судоходства, обострения борьбы за
грузы, можно сделать вывод о возросшем экономическом влиянии пи-
ратской среды.
Еще один важный фактор, позитивно влияющий на формирова-
ние и существование пиратских групп, — стабильно низкий уровень
образования. Действительно, по исследованиям зарубежных ученых,
пиратская среда в целом ряде стран с весьма невысоким уровнем