Д.А. Цезарь
2
Гуманитарный вестник
# 8·2016
2015 гг.) из Аденского залива (Сомали) в Юго-Восточную Азию
(Вьетнам, Сингапур, Таиланд) и Гвинейский залив (Либерия, Ниге-
рия). Современным фактором, влияющим на формирование пират-
ской среды, в последнем случае является Алмазный пояс Намибии,
формирующий курсирование через акваторию Атлантического океа-
на торговых кораблей международных алмазных монополистов и в
том числе международного синдиката. Отмечается, что смещение ак-
цента в области пиратоопасных морских путей совпадает с траекто-
рией алмазных путей.
В рамках кодификации морского пиратства, включающей в себя
международные договора (Женевская конвенция об открытом море
1958 г., Международная морская конвенция 1982 г., Конвенция о борьбе
с захватом заложников 1979 г., Конвенция о борьбе с незаконными
актами, направленными против безопасности морского судоходства,
1988 г., Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными
против безопасности стационарных платформ, распложенных на
континентальном шельфе, 1988 г., Вашингтонский договор от 6 февраля
1992 г.) и национальные правовые акты, существует ряд проблемных
аспектов.
Так, в отношении борьбы с морским пиратством статья 110
Конвенции ООН по морскому праву, ратифицированной большинством
стран, за исключением США, запрещает военным кораблям сразу
открывать огонь по предполагаемым пиратам, требуя сначала отправить
досмотровую команду и выяснить, действительно ли они являются
пиратами. Однако особая резолюция Совета Безопасности ООН
разрешает иностранным кораблям при непосредственном согласии
правительства Сомали преследовать пиратов в сомалийских водах.
Другая резолюция Совбеза ООН, принятая в середине декабря 2008 г.,
дала военным право проводить наземные операции против пиратов.
В настоящее время некоторые государства не ввели в свое
законодательство состав пиратства. Это особенно характерно для стран,
не имеющих морского побережья. У некоторых государств в
национальном законодательстве предусмотрены меры против морского
терроризма, а не пиратства (Швеция). Другие страны внесли указанный
состав в свое законодательство, но лишь после случаев пиратских актов.
Также следует отметить архаичность некоторых кодексов. В частности,
Уголовный кодекс Нидерландов содержит нормы о каперах и каперских
свидетельствах (ст. 388, 389), хотя каперство было отменено еще в
1856 г. Кроме того, в законодательстве некоторых стран (например,
Украины) до сих пор действует запрет официального включения
вооруженной охраны в состав судов.
Также остается нерешенным вопрос возможности судовой
самообороны в случае возникновения угрозы пиратского акта.