Previous Page  2 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 18 Next Page
Page Background

Д.А. Цезарь

2

Гуманитарный вестник

# 8·2016

2015 гг.) из Аденского залива (Сомали) в Юго-Восточную Азию

(Вьетнам, Сингапур, Таиланд) и Гвинейский залив (Либерия, Ниге-

рия). Современным фактором, влияющим на формирование пират-

ской среды, в последнем случае является Алмазный пояс Намибии,

формирующий курсирование через акваторию Атлантического океа-

на торговых кораблей международных алмазных монополистов и в

том числе международного синдиката. Отмечается, что смещение ак-

цента в области пиратоопасных морских путей совпадает с траекто-

рией алмазных путей.

В рамках кодификации морского пиратства, включающей в себя

международные договора (Женевская конвенция об открытом море

1958 г., Международная морская конвенция 1982 г., Конвенция о борьбе

с захватом заложников 1979 г., Конвенция о борьбе с незаконными

актами, направленными против безопасности морского судоходства,

1988 г., Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными

против безопасности стационарных платформ, распложенных на

континентальном шельфе, 1988 г., Вашингтонский договор от 6 февраля

1992 г.) и национальные правовые акты, существует ряд проблемных

аспектов.

Так, в отношении борьбы с морским пиратством статья 110

Конвенции ООН по морскому праву, ратифицированной большинством

стран, за исключением США, запрещает военным кораблям сразу

открывать огонь по предполагаемым пиратам, требуя сначала отправить

досмотровую команду и выяснить, действительно ли они являются

пиратами. Однако особая резолюция Совета Безопасности ООН

разрешает иностранным кораблям при непосредственном согласии

правительства Сомали преследовать пиратов в сомалийских водах.

Другая резолюция Совбеза ООН, принятая в середине декабря 2008 г.,

дала военным право проводить наземные операции против пиратов.

В настоящее время некоторые государства не ввели в свое

законодательство состав пиратства. Это особенно характерно для стран,

не имеющих морского побережья. У некоторых государств в

национальном законодательстве предусмотрены меры против морского

терроризма, а не пиратства (Швеция). Другие страны внесли указанный

состав в свое законодательство, но лишь после случаев пиратских актов.

Также следует отметить архаичность некоторых кодексов. В частности,

Уголовный кодекс Нидерландов содержит нормы о каперах и каперских

свидетельствах (ст. 388, 389), хотя каперство было отменено еще в

1856 г. Кроме того, в законодательстве некоторых стран (например,

Украины) до сих пор действует запрет официального включения

вооруженной охраны в состав судов.

Также остается нерешенным вопрос возможности судовой

самообороны в случае возникновения угрозы пиратского акта.