Геополитика «новой волны»: обзор факторного пространства пиратской среды
Гуманитарный вестник
# 8·2016 3
В настоящее время имеется положительный опыт внесения изменений в
национальное законодательство Франции и Бельгии. Францией
сформированы особые подразделения патруля, осуществляющие
контроль над судами по вылову тунца в Индийском океане, Бельгия
предложила приставить охрану к своим судам, которым необходимо
пройти вблизи Сомали. В конце 2015 г. правительство США рассмот-
рело возможность введения судовой самообороны на примере Франции.
Отдельной проблемой является решение вопроса о том, как
поступать с захваченными пиратами. На данный момент не существует
ни одной международной инстанции, которая обладала бы правом
судить пиратов и отправлять их в тюрьму, как некогда морские суды.
МИД Великобритании в 2013 г. издал особое предупреждение, из
которого следует, что корабли британского флота не должны брать
пиратов в плен, чтобы те не просили убежища. Во избежание этого
пленных придется выдавать в страны, где к ним, скорее всего, будет
применено жестокое обращение, что нарушает британский акт о правах
человека.
Представляется необходимым совершенствование механизмов
привлечения к ответственности за морское пиратство на междуна-
родном и национальном уровнях и гармонизация используемых в
национальном и международном праве понятий пиратства, придание
им единообразной смысловой нагрузки, а также создание профиль-
ных региональных организаций по борьбе с международным мор-
ским пиратством посредством заключения заинтересованными
сторонами партнерских соглашений по подготовке и осуществле-
нию противодействия пиратству. В частности, может быть полезной
разработка инициативного проекта целевой резолюции ООН по во-
просам борьбы с пиратской средой.
Несмотря на активные усилия мирового сообщества и присут-
ствие у побережья пиратоопасных регионов военно-морских сил це-
лого ряда государств, включая Россию, акты пиратства и вооружен-
ного разбоя продолжают представлять серьезную угрозу для жизни
моряков и пассажиров судов, наносят ущерб безопасности судоход-
ства, затрудняют оказание международной гуманитарной помощи
Сомали, ведут к существенным экономическим убыткам для многих
государств. Кроме того, на фоне политической трансформации миро-
вых держав пиратские группы получают дополнительное финансиро-
вание от террористических формирований. В этой связи представля-
ется целесообразным создание высокоорганизованных и эффективно
действующих систем гражданской обороны, формирующих опера-
тивно-стратегический уровень противодействия морскому пиратству.
Выявление факторного пространства как приоритет страте-
гического планирования национальной безопасности.
Рост пират-
ской активности обусловлен факторным пространством, характерным