Д.А. Цезарь
4
Гуманитарный вестник
# 8·2016
для стран пиратоопасных регионов и представленным совокупностью
упомянутых факторов-катализаторов. Факторное пространство должно
лежать в основе ключевых стратегических подходов международного
сообщества к противодействию морскому пиратству.
Необходимо отметить, что в странах, где морская безопасность
определяет торговые и экономические приоритеты, соответствующие
вопросы отражены в основополагающих актах национальной безопас-
ности: Стратегии национальной безопасности США, Национальной
разведывательной стратегии Великобритании, Законодательных
нормативах по безопасности Голландии. В России данные особенности
отражены в Стратегии национальной безопасности России до 2020 г.,
Концепции внешней политики России от 12.02.2013 г., Морской док-
трине России до 2020 г., Концепции внешней политики Российской
Федерации от 12.02.2013 г., Военной доктрине Российской Федерации
от 25.12.2014 г.
Подчеркивая степень опасности международного морского пират-
ства для нашего государства, следует отметить, что жертвами пиратских
нападений, совершаемых в мире, нередко становятся граждане России,
входящие в экипажи захватываемых судов, а также суда, плавающие
под российским флагом. Кроме того, при исследовании смещения поли-
тических акцентов пиратской среды следует обратить особое внимание
на усиление политического влияния России в Азиатско-Тихоокеанском
регионе (АТР). Как отмечается в исследованиях по политологической
конфликтологии Е.П. Бажанова, в настоящее время присутствует пред-
расположенность к экономическому и политическому сотрудничеству
АТР и России, формируется так называемое «стратегическое партнер-
ство» [1]. Вместе с тем в регионе имеются проблемы, которые затраги-
вают наши интересы и требуют соответствующей реакции [2]. Иссле-
дование геополитических приоритетов России в АТР в рамках противо-
действия международному морскому пиратству представляет собой
стратегическую предпосылку для создания и укрепления дипломатиче-
ских отношений.
Рассмотрим угрозу морского пиратства на путях транспортных
морских коммуникаций с точки зрения национальной безопасности для
Российской Федерации. Выделение факторного пространства для
пиратской среды представляется особенно значимым, прежде всего,
ввиду особого геополитического положения страны. Россия занимает
первое место в мире по площади внутренних морских пространств
(экономических зон). Протяженность морской государственной
границы России, составляющая 2/3 от протяженности всей границы,
является фактором, предопределяющим установление экономических
отношений с большим количеством государств.
На морском континентальном шельфе расположена большая часть
разведанных углеводородных запасов России. В российских терри-