Геополитика «новой волны»: обзор факторного пространства пиратской среды
Гуманитарный вестник
# 8·2016 5
ториальных водах содержатся большие запасы различных биоло-
гических ресурсов. По мнению президента России В.В. Путина,
определенная колоссальной территорией Российской Федерации
значительная ресурсная база Российского государства представляет
собой «существенный фактор, определяющий роль и место России в
нынешних и будущих международных политических и экономических
отношениях» [3].
Значительно зависит от защищенности и эффективности морской
экономической деятельности и уровень жизни проживающего на
побережье населения (составляющего около половины населения
Российской Федерации).
В 2010–2015 гг. в морской экономической деятельности Российской
Федерации наблюдалась положительная тенденция. В морской эконо-
мической зоне России ведется добыча различного углеводородного
сырья (нефти и газа), осуществляется прокладка и строительство
трубопроводов для поставки газа «Северный поток» и «Южный
поток». Развитие получили добыча минерального сырья и морская
энергетика. В морских акваториях и территориальных водах
государственными и частными компаниями России размещены
огромные и прибыльные материальные активы.
Но, к сожалению, при таком устойчивом росте эффективности
деятельности Российской Федерации более масштабными становятся и
современные угрозы ее экономической безопасности. В частности,
международный морской терроризм и морское пиратство в морском
пространстве характеризуются постоянным ростом масштабов и видов
угроз безопасности.
Совокупность факторов в теории региональных конфликтных
узлов.
Экономические и геополитические интересы нашей страны, ее
сырьевой, ресурсный, экономический и стратегический потенциалы в
океане требуют постоянного и качественного обеспечения их
безопасности. Указанный аспект превращает совокупность факторов,
влияющих на безопасность морских пространств, в приоритет
стратегического планирования для нашей страны.
Приведенные выше геополитические особенности определяют
важнейшее значение морских путей как в интересах обеспечения
внутренних перевозок, особенно в регионах, где морской и речной
транспорт является безальтернативным видом транспорта, так и во
внешнеэкономической деятельности. Россия экплуатирует Северный
морской путь, к эффективному использованию которого привлечено
внимание многих частных компаний, государств и международных
организаций.
В частности, некоторыми государствами предприняты попытки
ограничения возможности выхода России к мировому морскому