Previous Page  8 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 17 Next Page
Page Background

И.П. Стрелков

8

Гуманитарный вестник

# 3·2016

что она должна быть автономной частью России [9, р. 7]. Две глав-

ные точки зрения — британская и французская — базировались на

передаче Галиции либо «возрожденной» России, либо Польше. Бри-

танцы указывали, что население края не хочет автономии в составе

Польши, а стремится к воссоединению с Россией, поэтому нужно

оставить возможность такого исхода. Комиссия по польским делам

во главе с видным французским дипломатом Ж. Камбоном заявляла о

невозможности ждать восстановления России [38, р. 732, 790].

В.Н. Савченко обратил внимание, что союзные державы сопер-

ничали между собой из-за контроля над галицийской нефтью. Ан-

гличане, возражая против передачи нефтеносного района Польше,

указывали на антипольские настроения большинства населения Га-

лиции. В свою очередь, французы говорили о наличии «польского»

населения и к востоку от Львова, хотя в основном это были русины-

католики или крещеные евреи. Вопрос о нефтяной зоне превалировал

над этническим аспектом [22, с. 133].

К северу от Галиции лежала Холмщина. До XIV в. область нахо-

дилась в составе русских земель, позже была частью Речи Посполи-

той и Царства Польского. В 1912 г. край был выделен из уездов Сед-

лецкой и Люблинской губерний в отдельную Холмскую губернию и

выведен из состава Царства Польского. Большая часть «русского»

населения края принадлежала к униатской церкви, но в 1875 г. униа-

тов обязали принять православие. В 1905 г. была разрешена свобода

вероисповедания, масса (до 200 000 чел. при общем населении более

800 000 чел.) православных перешла в католицизм.

Хотя религиозный фактор влиял на национальное самоопределе-

ние населения края, его нельзя абсолютизировать, как это делали

польские этнографы и политики. Перепись 1897 г. показала, что в во-

сточной части Холмской губернии немалая часть католиков говорила

«по-русски», сохраняя черты непольского самосознания. В то же

время современные российские исследователи не отрицают, что рас-

пространение католичества вело иногда к полонизации [39]. Во время

Первой мировой войны российские, а затем австрийские власти эвакуи-

ровали «русских», что сильно сократило их численность к 1919 г. [40].

В польских меморандумах 1919 г. Холмщина не фигурирует как

спорная территория. Видимо, польские политики не считали ее пред-

метом обсуждения. РПС относило Холмщину к области расселения

«русских» и требовало ее сохранения в составе России. Проблема

была в том, как проводить границу. Военно-морская комиссия, изу-

чавшая вопрос, не располагала статистикой по национальностям для

территориальных единиц меньше уезда на 1897 г., когда не было от-

дельной Холмской губернии [41, л. 1]. В 1912 г. границы уездов, во-

шедших в состав новой губернии, изменились, и комиссия не имела