Инновационная педагогика как основа формирования конкурентных преимуществ
5
(бакалавров и магистров) согласно требованиям федеральных госу-
дарственных образовательных стандартов высшей профессиональной
подготовки (ФГОС), и в данном случае действие принципа свободы
выбора ограничивается принципом необходимости и практической
целесообразности. Инновационный метод как специфическое сред-
ство развития и трансформации способов осуществления жизнедея-
тельности людей, выполняет три функции, которые неразрывно связаны
между собой: исследование, обучение, решение проблем [5, с. 29–30].
На сегодня уже созданы и успешно функционируют обучающие
консалт-технологии, позволяющие при помощи метода визуаграфи-
ческого моделирования формировать резонансные обучающие ком-
муникации в процессе передачи управленческих знаний бакалаврам,
магистрантам вузов, сотрудникам бизнес-организаций [6, с. 10–11].
Реально существующее многообразие программ, подходов, образова-
тельных технологий, создающих инновационную среду в мировом
образовательном пространстве и в российской практике, открывает
широкие возможности формирования инновационной педагогики но-
вого поколения.
В систему профессиональной подготовки органично вписывается
фигура будущего работодателя: опосредованно как заказчика образо-
вательной программы для подготовки специалиста нужной ему ква-
лификации и непосредственно — в качестве преподавателя специ-
альных дисциплин. Работодатели все более активно предъявляют
свои требования к качеству обучения и хотели бы влиять на его со-
держание. В этой связи возникает противоречие между запросом со
стороны работодателей на квалифицированных исполнителей, гра-
мотно выполняющих одну какую-либо профессиональную функцию,
и общественно-государственным запросом на выпускников, обладаю-
щих гибкостью, рефлексивным мышлением, глубиной познаний, широ-
ким профессиональным и личным кругозором, умеющих думать.
Уровень профессиональной адаптации выпускника учебного за-
ведения среднего и высшего образования, а также степень реализа-
ции его ожиданий и ожиданий работодателя в процессе трудовой де-
ятельности являются, как представляется, основными критериями
профессиональной компетенции выпускника.
Важнейшим условием целостной, системной реализации пара-
дигмы инновационной педагогики является формирование так назы-
ваемого инновационного климата как способности к принятию изме-
нений на мезо- и макроуровнях обучающего процесса. Нельзя недо-
оценивать противоречия между общественной потребностью в
инновациях и инновационной инертностью общества (в том числе и та-
ких его групп, как профессиональные сообщества), которое охотнее и
легче принимает не кардинальные, а мелкие, отдельные изменения.