Previous Page  2 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 7 Next Page
Page Background

И.В. Малолетнева

2

телеологии (целенаправленности) с учетом возможной много-

вариантности пути достижения цели;

минимальной связанности: в условиях быстро меняющейся

многофакторной среды для выполнения функции создания высоко-

классных специалистов элементам системы и организации в целом

нужна высокая степень свободы, самостоятельности с минимально

необходимой степенью регламентации;

совместной оптимизации: для достижения оптимальной органи-

зационной эффективности необходимо равноправное и совместное

развитие всех элементов системы, а также социально-политических и

технико-экономических «проекций» [1, с. 121–122].

Кибернетическая модель организации инновационного учебного

процесса как система продуктивных информационных потоков, по-

строенных на принципе обратной связи, и взаимообусловленных

элементов, ориентированных на подготовку нового профессионала,

не перестает быть гуманистически направленной, если мы изначаль-

но определяем гуманистическую направленность как важнейший

элемент системы. Основой для эффективного функционирования пе-

дагогической системы в рамках высшего образования и последую-

щей успешной профессиональной адаптации является формирование

профессионального сознания, которое представляет собой разновид-

ность группового, включающего, помимо осмысления сущности сво-

ей профессии, способность не только принимать профессиональные

нормы и ценности, понимать круг существующих проблем и воз-

можные пути их решения, но и прогнозировать вектор развития про-

фессиональных задач, консолидируя собственные усилия в этом

направлении с другими представителями профессионального сооб-

щества. Основные элементы профессионального сознания, раскры-

вающие его сущность, следующие:

профессиональная рефлексия — осознание специалистом соци-

альной роли, возможностей и отличительных признаков своей про-

фессии, встраивание своих профессиональных интересов в социо-

культурный контекст общественного развития;

овладение смыслами базовых категорий, этических норм, ценно-

стей, сущности традиционных и новых профессиональных терминов;

осознание мотивации своей деятельности, самоопределение;

стратегическое мышление — формирование целевых установок,

формулирование задач и осознанность методов их решения, предви-

дение результатов. В целом — направленность на создание динами-

ческого образа (модели, концепции) профессиональной сферы дея-

тельности;

осознание возникающих проблем и противоречий в процессе

профессиональной деятельности, поиск способов их разрешения;