И.В. Малолетнева
2
телеологии (целенаправленности) с учетом возможной много-
вариантности пути достижения цели;
минимальной связанности: в условиях быстро меняющейся
многофакторной среды для выполнения функции создания высоко-
классных специалистов элементам системы и организации в целом
нужна высокая степень свободы, самостоятельности с минимально
необходимой степенью регламентации;
совместной оптимизации: для достижения оптимальной органи-
зационной эффективности необходимо равноправное и совместное
развитие всех элементов системы, а также социально-политических и
технико-экономических «проекций» [1, с. 121–122].
Кибернетическая модель организации инновационного учебного
процесса как система продуктивных информационных потоков, по-
строенных на принципе обратной связи, и взаимообусловленных
элементов, ориентированных на подготовку нового профессионала,
не перестает быть гуманистически направленной, если мы изначаль-
но определяем гуманистическую направленность как важнейший
элемент системы. Основой для эффективного функционирования пе-
дагогической системы в рамках высшего образования и последую-
щей успешной профессиональной адаптации является формирование
профессионального сознания, которое представляет собой разновид-
ность группового, включающего, помимо осмысления сущности сво-
ей профессии, способность не только принимать профессиональные
нормы и ценности, понимать круг существующих проблем и воз-
можные пути их решения, но и прогнозировать вектор развития про-
фессиональных задач, консолидируя собственные усилия в этом
направлении с другими представителями профессионального сооб-
щества. Основные элементы профессионального сознания, раскры-
вающие его сущность, следующие:
профессиональная рефлексия — осознание специалистом соци-
альной роли, возможностей и отличительных признаков своей про-
фессии, встраивание своих профессиональных интересов в социо-
культурный контекст общественного развития;
овладение смыслами базовых категорий, этических норм, ценно-
стей, сущности традиционных и новых профессиональных терминов;
осознание мотивации своей деятельности, самоопределение;
стратегическое мышление — формирование целевых установок,
формулирование задач и осознанность методов их решения, предви-
дение результатов. В целом — направленность на создание динами-
ческого образа (модели, концепции) профессиональной сферы дея-
тельности;
осознание возникающих проблем и противоречий в процессе
профессиональной деятельности, поиск способов их разрешения;