Инновационная педагогика как основа формирования конкурентных преимуществ
3
исследовательская и инновационная направленность сознания и
деятельности;
регулирование взаимоотношений с коллегами, партнерами, ру-
ководством, властными структурами, использование PR-возмож-
ностей для поднятия статуса своей профессии [2].
В течение многих десятилетий в отечественной науке сознание
рассматривалось как нечто второстепенное, оно вытеснялось лозун-
гами, иллюзиями. Одним из наиболее отрицательных последствий
этого является своего рода девальвация проблемы сознания. Счита-
лось, что изменить сознание очень просто. На самом деле сознание
инерционно и не поддается мгновенной переделке. Без целенаправ-
ленной работы расширение сознания будет происходить крайне мед-
ленно. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что основные
подходы к инновационному развитию во всех сферах общественной
жизни от экономики до педагогики были разработаны по меньшей
мере 15–20 лет тому назад. Надо учитывать, что сознание не только
рождается в бытии, отражает его, но и творит его. От сознания чело-
века во многом зависит обновление мира. «Состояние общественного
и индивидуального сознания, — отмечал В.П. Зинченко, — пред-
ставляет собой зону риска не только для любых экономических ин-
новаций, но и для открывающейся перед страной исторической пер-
спективы» [3].
Ядром сознания с точки зрения психологии является рефлексия
личности. Для возникновения и формирования сознания огромное
значение имеет также общение. Сознание находится не столько в ин-
дивиде, сколько между индивидами, оно есть свойство межиндивид-
ных отношений, взаимодействий и взаимовлияний. В условиях новой
образовательной парадигмы ключевым звеном образовательной си-
стемы становится система взаимодействия между субъектами обра-
зовательного процесса, обеспеченная арсеналом современных ин-
формационных технологий и технических средств.
К числу факторов, оказывающих влияние на формирование и
развитие профессионального сознания, следует отнести систему
профессионального образования в целом, и прежде всего преподава-
тельского корпуса, собственно профессиональную деятельность, а
также достижения различных отраслей современной науки.
Основой рефлексивной модели формирования и развития профес-
сионального сознания в системе образования являются информацион-
ные обратные связи между преподавателем и обучаемыми, рассматри-
ваемые нами, с одной стороны, как процесс раскрытия рефлексивных
ресурсов обучения, а с другой — как формирование рефлексивных
эффектов в результате обучающего процесса. Рефлексивные ресурсы
раскрывают возможности обучающего процесса, которые отслежи-