Previous Page  3 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 7 Next Page
Page Background

Инновационная педагогика как основа формирования конкурентных преимуществ

3

исследовательская и инновационная направленность сознания и

деятельности;

регулирование взаимоотношений с коллегами, партнерами, ру-

ководством, властными структурами, использование PR-возмож-

ностей для поднятия статуса своей профессии [2].

В течение многих десятилетий в отечественной науке сознание

рассматривалось как нечто второстепенное, оно вытеснялось лозун-

гами, иллюзиями. Одним из наиболее отрицательных последствий

этого является своего рода девальвация проблемы сознания. Счита-

лось, что изменить сознание очень просто. На самом деле сознание

инерционно и не поддается мгновенной переделке. Без целенаправ-

ленной работы расширение сознания будет происходить крайне мед-

ленно. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что основные

подходы к инновационному развитию во всех сферах общественной

жизни от экономики до педагогики были разработаны по меньшей

мере 15–20 лет тому назад. Надо учитывать, что сознание не только

рождается в бытии, отражает его, но и творит его. От сознания чело-

века во многом зависит обновление мира. «Состояние общественного

и индивидуального сознания, — отмечал В.П. Зинченко, — пред-

ставляет собой зону риска не только для любых экономических ин-

новаций, но и для открывающейся перед страной исторической пер-

спективы» [3].

Ядром сознания с точки зрения психологии является рефлексия

личности. Для возникновения и формирования сознания огромное

значение имеет также общение. Сознание находится не столько в ин-

дивиде, сколько между индивидами, оно есть свойство межиндивид-

ных отношений, взаимодействий и взаимовлияний. В условиях новой

образовательной парадигмы ключевым звеном образовательной си-

стемы становится система взаимодействия между субъектами обра-

зовательного процесса, обеспеченная арсеналом современных ин-

формационных технологий и технических средств.

К числу факторов, оказывающих влияние на формирование и

развитие профессионального сознания, следует отнести систему

профессионального образования в целом, и прежде всего преподава-

тельского корпуса, собственно профессиональную деятельность, а

также достижения различных отраслей современной науки.

Основой рефлексивной модели формирования и развития профес-

сионального сознания в системе образования являются информацион-

ные обратные связи между преподавателем и обучаемыми, рассматри-

ваемые нами, с одной стороны, как процесс раскрытия рефлексивных

ресурсов обучения, а с другой — как формирование рефлексивных

эффектов в результате обучающего процесса. Рефлексивные ресурсы

раскрывают возможности обучающего процесса, которые отслежи-