Previous Page  4 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 7 Next Page
Page Background

И.В. Малолетнева

4

ваются через критерии оценки обратных связей. Рефлексивные эф-

фекты формируются и как спланированные модели поведения, и как

спонтанно возникающие в процессе обучающих занятий и после них.

В первом случае они выявляются в результате сравнительного анали-

за на «перепаде» измерений до и после занятий, а во втором — мето-

дом опроса обучаемых и становятся исходными для моделирования и

измерения рефлексивных эффектов на последующих обучающих заня-

тиях. В то же время рефлексивные ресурсы при определенных условиях

могут стать рефлексивными эффектами в краткосрочном, среднесроч-

ном и долгосрочном временных диапазонах. И рефлексивные ресур-

сы, и рефлексивные эффекты возникают в процессе ознакомления,

осознания, осмысления и переосмысления материалов учебных заня-

тий в индивидуальных, групповых и межгрупповых обучающих

коммуникациях [4].

Особая роль в инновационной педагогике принадлежит

органи-

заторам процесса мыслительной деятельности — педагогу, учителю.

Именно их талант, мастерство, энергетика, способность к достиже-

ниям и саморазвитию являются пусковым механизмом инновацион-

ной деятельности. Все технологические прорывы происходили на ос-

нове образовательной программы, заложенной в системе школьной и

вузовской подготовки.

Инновационная педагогика призвана создавать новый образова-

тельный продукт: саморазвивающуюся и самонастраивающуюся

адаптивную личность, способную создавать и внедрять новейшие

технологические и технические системы, с полной ответственностью

прогнозировать и осознавать последствия принимаемых решений.

Это кардинально меняет цели образовательной системы: не трансля-

ция устаревших образцов и технологий, не выбор правильного вари-

анта из 3-4 возможных, а создание условий для развития равноправ-

ных личностей — педагога и учащегося в системе личностных пред-

почтений и социальных запросов. В данном случае эффективность

обучающей системы, исходя из системного принципа совместной оп-

тимизации, будет достигать своего максимума, позволяя управлять

процессом создания и удержания конкурентных преимуществ в дея-

тельности образовательного учреждения, в подготовке будущих спе-

циалистов.

Инновационный подход в обучении предполагает отказ от навя-

зывания педагогами студентам своих представлений, знаний, умений,

а также стремление к развитию самостоятельности студентов в выбо-

ре способов обучения, в поиске собственных вариантов решения тех

или иных задач и, несомненно, ответственность за принятое решение.

Очевидно, что эта идеология должна учитывать, что для решения

профессиональных задач требуется базовая подготовка специалистов