И.В. Малолетнева
4
ваются через критерии оценки обратных связей. Рефлексивные эф-
фекты формируются и как спланированные модели поведения, и как
спонтанно возникающие в процессе обучающих занятий и после них.
В первом случае они выявляются в результате сравнительного анали-
за на «перепаде» измерений до и после занятий, а во втором — мето-
дом опроса обучаемых и становятся исходными для моделирования и
измерения рефлексивных эффектов на последующих обучающих заня-
тиях. В то же время рефлексивные ресурсы при определенных условиях
могут стать рефлексивными эффектами в краткосрочном, среднесроч-
ном и долгосрочном временных диапазонах. И рефлексивные ресур-
сы, и рефлексивные эффекты возникают в процессе ознакомления,
осознания, осмысления и переосмысления материалов учебных заня-
тий в индивидуальных, групповых и межгрупповых обучающих
коммуникациях [4].
Особая роль в инновационной педагогике принадлежит
органи-
заторам процесса мыслительной деятельности — педагогу, учителю.
Именно их талант, мастерство, энергетика, способность к достиже-
ниям и саморазвитию являются пусковым механизмом инновацион-
ной деятельности. Все технологические прорывы происходили на ос-
нове образовательной программы, заложенной в системе школьной и
вузовской подготовки.
Инновационная педагогика призвана создавать новый образова-
тельный продукт: саморазвивающуюся и самонастраивающуюся
адаптивную личность, способную создавать и внедрять новейшие
технологические и технические системы, с полной ответственностью
прогнозировать и осознавать последствия принимаемых решений.
Это кардинально меняет цели образовательной системы: не трансля-
ция устаревших образцов и технологий, не выбор правильного вари-
анта из 3-4 возможных, а создание условий для развития равноправ-
ных личностей — педагога и учащегося в системе личностных пред-
почтений и социальных запросов. В данном случае эффективность
обучающей системы, исходя из системного принципа совместной оп-
тимизации, будет достигать своего максимума, позволяя управлять
процессом создания и удержания конкурентных преимуществ в дея-
тельности образовательного учреждения, в подготовке будущих спе-
циалистов.
Инновационный подход в обучении предполагает отказ от навя-
зывания педагогами студентам своих представлений, знаний, умений,
а также стремление к развитию самостоятельности студентов в выбо-
ре способов обучения, в поиске собственных вариантов решения тех
или иных задач и, несомненно, ответственность за принятое решение.
Очевидно, что эта идеология должна учитывать, что для решения
профессиональных задач требуется базовая подготовка специалистов