1
УДК 316.334: 37
Инновационная педагогика как основа формирования
конкурентных преимуществ
© И.В. Малолетнева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Статья посвящена актуальной проблеме современного высшего образования —
профессиональной подготовке и формированию профессионального сознания кон-
курентоспособного специалиста в парадигме инновационной педагогики. Раскры-
ваются значимость процесса формирования этой парадигмы и условия ее разви-
тия в обучающих системах.
Ключевые слова:
инновационная педагогика, профессиональное сознание, рефлек-
сивные ресурсы, рефлексивные эффекты, инновационный климат, конкурентоспо-
собность.
В процессе общественного развития становится все более оче-
видным, что в переходный период от постиндустриального (информа-
ционного) общества к обществу знаний будут особенно востребованы
те компетенции, которые позволяют воплощать полезные идеи, прино-
сящие прогресс, в том числе экономический. Новая образовательная
парадигма предполагает не только определенную сумму компетен-
ций, т. е. знаний, подкрепленных навыками, умениями, но и меха-
низмы управления личностным потенциалом в целом.
В современных условиях нестабильной, изобилующей кризисны-
ми явлениями и жесткой конкуренцией рыночной среды, востребова-
ны специалисты с конкретными навыками. Прежде всего, это про-
фессионалы, обладающие умением длительно и стабильно работать в
ситуации неопределенности, способные найти источники полезной
информации, имеющие готовность к быстрому принятию адекватных
решений на основе мобилизации собственных ресурсов, умеющие
создать команду и организовать ее работу.
Для получения таких специалистов требуются кардинальная пе-
рестройка всего учебного процесса на основе изменения образова-
тельной парадигмы, т. е. совокупности представлений, ценностных
установок, разделяемых научно-педагогическим сообществом, а также
осознание педагогами того, что востребованность конечного продукта
их деятельности — современного специалиста на рынке труда, —
зависит от динамических (способности к развитию и саморазвитию),
а не статических характеристик личности. Представляется, что пара-
дигма инновационной педагогики базируется на основных систем-
ных принципах: