Русская национальная идея в глобализирующемся мире: перспективы эволюции
9
вызванный реформами патриарха Никона). Это порождало особый
тип духовности, предполагавший (в идеале) полное отречение от
земных благ, невозможность личного спасения за какие-либо «зем-
ные услуги» (индульгенции — в католицизме, «упорный труд» на
Земле — в протестантизме), «обостренное» чувство справедливости
как на бытовом (личном), так и на мировом, вселенском уровнях [18].
В итоге следование «своей» вере, нежелание духовных перемен, ис-
ходящих от аморального, «загнивающего», «греховного» Запада —
тоже характерные черты «пути гениальности». Русский человек от
рождения входит в своеобразный «храм духовности», которая рас-
пространена, «разлита» вокруг человека, что не может не сказаться
на его поступках [19, с. 369–373].
«Путь помешательства» — сложен, противоречив. Во многом он
выступает духовной ориентацией, противоположной «пути гениаль-
ности», доводящей до крайних пределов его положительные характе-
ристики, уводит страну, народ с пути прогрессивного общественного
развития [20]. Рассмотреть подобную тенденцию и порождаемые ею
качества в рамках одной работы невозможно. Отсюда сосредоточим-
ся на наиболее важных аспектах.
Смирение народа перед жизненными обстоятельствами, стремле-
ние к их безропотному преодолению помогает побеждать любых
агрессоров. Однако часто данное качество становится питательной
средой, на которой произрастает культ государства, а вскоре — культ
личности правителя. Поэтому победа, например, в Великой Отече-
ственной войне 1941–1945 гг. столь неоднозначно связывается в па-
мяти людей с именем И.В. Сталина.
Страх народа перед государственной машиной, неумение чинов-
ников искать общий язык с населением, надежда властителей на то,
что народ России, по выражению поэта Н.А. Некрасова, всегда «выне-
сет все и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе», оборачива-
ется, как показала история, социальными катаклизмами: восстанием
«низов» (обреченным на поражение, ибо повстанцы ищут себе «спра-
ведливую», «добрую власть») или «русским бунтом бессмысленным и
беспощадным» (как назвал А.С. Пушкин выступление крестьян под
руководством Е.И. Пугачева 1773–1775 гг.). Беда — в крайней разру-
шительности данной ментальной установки, стремлении подчас пол-
ностью уничтожить государство, кажущееся несправедливым, и даже
принять на этом пути помощь врага (вспомним хотя бы коллабораци-
онистов в СССР 1941–1942 гг.). Так что страх перед государством
оборачивается ненавистью к нему, стремлением жить по правилу
«анархия — мать порядка» или сугубо «своим» миром.