К.С. Лебедев, В.А. Нехамкин
10
Государственная власть действительно одерживает победы над
внешним захватчиком. Судьбы армий Карла XII, Наполеона, А. Гит-
лера, казалось бы, подтверждают эту истину. Однако цена такого
успеха всегда остается крайне высокой. Часто он достигается по при-
чине количественного превосходства над врагом, а не умения гра-
мотно воевать, которое приходит потом, после огромных потерь. В
истории последних двух столетий сложно назвать войну, к которой
Россия оказалась бы полностью готова. Народ же прощает политикам
ошибки, даже порой преступления, не стремится сменить себе элиту,
несмотря на жизненные невзгоды. Да, власть иногда благодарит
народ за «долготерпение» к ее ошибкам. Как сказал И.В. Сталин на
приеме в Кремле в честь высшего командного состава РККА 24 мая
1945 г.: «У нашего правительства было немало ошибок, были у нас
моменты отчаянного положения в 1941–1942 гг., когда наша армия
отступала... Какой-нибудь другой народ мог сказать: …мы поставим
другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит
нам покой… Но русский народ на это не пошел, …он
оказал безгранич-
ное доверие нашему правительству... Русский народ верил, терпел, вы-
жидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся».
Высокая цена успеха государства часто определяется народным
прощением элиты за ее некомпетентные действия. Эта черта мента-
литета россиян не может быть признана полностью положительной.
Поиски идеала в России тоже нередко оборачиваются своими
противоположностями. Одни «подвижники» ставят вопрос: как мож-
но понять норму, не выйдя за ее пределы, не совершив греха? И идут
до конца по данному пути, «скатываясь» до состояния полного амо-
рализма. (Классический пример — судьба сибирского старца, рели-
гиозного подвижника и одновременно авантюриста Г.Е. Распутина в
начале ХХ в.) Другие — впадают в оккультизм, язычество, стараются
вместо воспитания духа истязать тело, «плоть» (т. н. «скопцы», мно-
гочисленные сектанты и др.). Третьи (особенно чиновники) — стре-
мятся прививать «добро», «идеал» (как они его понимают) через си-
лу, принуждение, что порождает протест простых граждан.
Высокая культура подчас — дело избранных представителей эли-
ты. Большинство же населения не соблюдает базовых нравственных
норм в бытовой жизни. Высокая вера (соединяясь с анархистским
началом) порождает еретизм, стремление уйти от официальных рели-
гиозных канонов (хоть в дальний скит, хоть в грех).
Указанные черты «пути помешательства» существуют не только
по отдельности. В реальности они действуют комплексно. Эта ситуа-
ция порождает у части представителей отечественной творческой
элиты мнение об аномальности России как «зоны» проживания