К.С. Лебедев, В.А. Нехамкин
4
3. Лидеры глобального мира не хотят видеть в РФ (несмотря на
то, что она стала «демократической» и тем отлична от «тоталитарно-
го» СССР) равного участника международных отношений, «партне-
ра». Еще в 1998 г. Бжезинский заявлял: «Америка никогда не намере-
валась делить власть на земном шаре с Россией, да и не могла делать
этого, даже если бы и хотела» [7, с. 123]. А идеальным устройством
нашей страны «ученый» видел ее разделение на три части «для удоб-
ства управления» обширными территориями [7, с. 239–240].
Конечно, об опасности рассмотрения России как потенциального
врага стран — лидеров глобализации, уважении ее интересов (прежде
всего — геополитических) наиболее проницательные западные уче-
ные и политики предупреждали еще до 2014 г. Так, Г. Киссинджер (и
не только он) в 2001 г. писал: «С позиций своего исторического опы-
та, Россия просто обязана проявлять особый интерес к безопасности
на ее обширной территории, и… Западу надлежит быть очень осто-
рожным, чтобы не приближать границы своего объединенного военного
блока вплотную к России» [8, с. 70–71]. Запад же, увы, не прислушался
к подобным аргументам, когда разрешил своим сторонникам захватить
власть в Киеве в феврале 2014 г.
Однако, может быть, сторонники Западного варианта глобализа-
ции правы, и Россия вскоре создаст империю, способную бросить
вызов данному процессу? Здесь тоже приходится дать отрицатель-
ный ответ. Например, С.Б. Переслегин в 2005 г. выделял следующие
условия возникновения «Новой Российской империи»: 1) «создана…
международная обстановка, при которой ресурсы США и стран Ев-
ропейского союза ни при каких условиях не могут быть обращены
против России»; 2) «российская экономика растет настолько быстро
и устойчиво, что прибыли от включения в его состав новых террито-
рий заведомо превосходят издержки на освоение этих земель»;
3) «существует осмысленное и содержательное целеполагание такой
империи». И констатировал, что на сегодня «ни одно из этих условий
не выполнено» [9, с. 190]. Прошло почти десять лет. В марте 2014 г. в
состав России вошел Крымский полуостров. И что дальше? «Ресурсы
США и стран Европейского союза» оказались активно «обращены
против России» в форме санкций, с одной стороны, и в виде стиму-
лирования создания на Украине антироссийских настроений —
с другой. Затраты федерального бюджета на интеграцию Крыма
(с 2 млн населения) постоянно растут, а прибыль от них еще только
предстоит получить в обозримом будущем. Наконец, «проект Русского
мира», «Новороссии», приветствуемый руководством РФ весной 2014 г.,
постепенно (под влиянием первых двух условий) отодвинут в тень на
неопределенный срок. Открыто поддержать начавшееся в Донбассе
летом 2014 г. восстание против украинской власти введением Рос-