Previous Page  8 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 17 Next Page
Page Background

К.С. Лебедев, В.А. Нехамкин

8

«обширную» территорию всегда «имели виды» соседние государства,

кочевые народы и т. д. Населению России приходилось столетиями

жить в условиях угрозы иностранных вторжений. Более того, даже

присоединение новых территорий часто диктовалось необходимостью

предотвращать вражеские нашествия (так, в XVIII в. был «приобре-

тен» Крым, откуда местные татары совершали уже почти три столетия

набеги на Московское царство, а потом — Российскую империю).

Адаптация к неблагоприятным природно-социальным факторам,

вызванным обширной протяженностью страны, породила у населения

России особый тип мировосприятия. В него входят такие качества, как

готовность к многочисленным невзгодам, войнам, ограничениям. Люди

(в большинстве своем) готовы терпеть различные лишения (включая

жизнь в оккупации) ради долгосрочной победы, сохранения собствен-

ного национального государства. Сюда можно отнести и неприхот-

ливость в быту (по принципу «довольствуйся малым»), способность к

самопожертвованию, желание прийти на помощь ближнему в труд-

ную для него минуту, необъятная доброта подчас даже к врагу (пока-

занная Л.Н. Толстым в образе Платона Каратаева из романа «Война и

мир»), стремление видеть в нем (вне поля боя) прежде всего челове-

ка. Указанные качества помогли населению СССР (как правопреем-

нику России) не только выстоять в ходе Великой Отечественной вой-

ны, но и освободить в кровопролитной борьбе народы Европы от

власти нацизма.

Второе свойство «пути гениальности» — особая духовность насе-

ления России, базирующаяся на православии. После принятия Русью

христианства из Византии новая церковь сделала немало для развития

народной культуры. Прежде всего она избавила людей от ранее имев-

ших место языческих обрядов, которые порой предполагали человече-

ские жертвоприношения и иные антигуманные акты. Кроме того, цер-

ковь в период распада Киевской Руси XIII в. и Московского царства

начала XVII в. послужила мощным духовным фактором

последующего объединения страны. Именно к подвижнику Сергию

Радонежскому пришел получить благословение на Куликовскую битву

с монголами князь Дмитрий Донской в 1380 г. Патриарх Гермоген

призывал россиян бороться с поляками и шведами в 1610-е годы, ко-

гда государство находилось в состоянии полураспада. (Хотя и Россий-

ское государство в ответ на чрезмерную самостоятельность церкви

стремилось подчинить ее своей власти, что вызывало между данными

институтами перманентную борьбу [17].)

Наконец, православие выступало наиболее ортодоксальным те-

чением христианства. Перемены даже в обрядовой стороне вели к

крупным потрясениям (как показал раскол церкви середины XVII в.,