К.С. Лебедев, В.А. Нехамкин
8
«обширную» территорию всегда «имели виды» соседние государства,
кочевые народы и т. д. Населению России приходилось столетиями
жить в условиях угрозы иностранных вторжений. Более того, даже
присоединение новых территорий часто диктовалось необходимостью
предотвращать вражеские нашествия (так, в XVIII в. был «приобре-
тен» Крым, откуда местные татары совершали уже почти три столетия
набеги на Московское царство, а потом — Российскую империю).
Адаптация к неблагоприятным природно-социальным факторам,
вызванным обширной протяженностью страны, породила у населения
России особый тип мировосприятия. В него входят такие качества, как
готовность к многочисленным невзгодам, войнам, ограничениям. Люди
(в большинстве своем) готовы терпеть различные лишения (включая
жизнь в оккупации) ради долгосрочной победы, сохранения собствен-
ного национального государства. Сюда можно отнести и неприхот-
ливость в быту (по принципу «довольствуйся малым»), способность к
самопожертвованию, желание прийти на помощь ближнему в труд-
ную для него минуту, необъятная доброта подчас даже к врагу (пока-
занная Л.Н. Толстым в образе Платона Каратаева из романа «Война и
мир»), стремление видеть в нем (вне поля боя) прежде всего челове-
ка. Указанные качества помогли населению СССР (как правопреем-
нику России) не только выстоять в ходе Великой Отечественной вой-
ны, но и освободить в кровопролитной борьбе народы Европы от
власти нацизма.
Второе свойство «пути гениальности» — особая духовность насе-
ления России, базирующаяся на православии. После принятия Русью
христианства из Византии новая церковь сделала немало для развития
народной культуры. Прежде всего она избавила людей от ранее имев-
ших место языческих обрядов, которые порой предполагали человече-
ские жертвоприношения и иные антигуманные акты. Кроме того, цер-
ковь в период распада Киевской Руси XIII в. и Московского царства
начала XVII в. послужила мощным духовным фактором
последующего объединения страны. Именно к подвижнику Сергию
Радонежскому пришел получить благословение на Куликовскую битву
с монголами князь Дмитрий Донской в 1380 г. Патриарх Гермоген
призывал россиян бороться с поляками и шведами в 1610-е годы, ко-
гда государство находилось в состоянии полураспада. (Хотя и Россий-
ское государство в ответ на чрезмерную самостоятельность церкви
стремилось подчинить ее своей власти, что вызывало между данными
институтами перманентную борьбу [17].)
Наконец, православие выступало наиболее ортодоксальным те-
чением христианства. Перемены даже в обрядовой стороне вели к
крупным потрясениям (как показал раскол церкви середины XVII в.,