Русская национальная идея в глобализирующемся мире: перспективы эволюции
13
глобализации Россия не примет. «Чувство глобальности» (человече-
ство и его интересы выше моей нации) как противоречащее культу
«своего» государства может быть доведено до крайности в реализа-
ции отдельными представителями интеллигенции, даже политиче-
ской элиты, но никогда не будет принято массовым сознанием росси-
ян в целом. Желание защитить именно Отечество в случае вооружен-
ной агрессии против него выступает актуальным и для большинства
нынешних молодых россиян [23]. Это положение относится и к
мультилингвизму. Родной русский язык (несмотря на увеличивающе-
еся распространение на планете английского как средства межнацио-
нального общения) останется (опять же из-за особой духовности) для
россиян приоритетным. В целом же население РФ, идущее по путям
как «гениальности», так и «помешательства», не готово даже на мен-
тальном уровне (как индивидуального, так и массового сознания)
принять глобализацию в ее западном варианте. Будут ли изменения в
этой позиции, покажет время.
В конечных выводах авторы расходятся. К.С. Лебедев считает,
что самая страшная и деструктивная русская черта — уверенность в
особом пути страны. Она вырастает из лености созидать что-либо по
сложившимся в остальном мире критериям и судить себя самостоя-
тельно [24, с. 94–96]. Особенно сильно данная особенность русского
характера наносит урон вхождению России в единый мир будущего.
У каждой нации есть свой путь, но он не может быть отделен от об-
щемирового движения. Мир знает «ошибку веры» Германии в ее
«особый путь», предложенный нацистской идеологией, которая при-
вела в 1939–1945 гг. к самой страшной, кровопролитной войне в ис-
тории человечества. России нельзя делать то же самое.
В.А. Нехамкин полагает, что в нынешнем виде идеология глоба-
лизирующегося мира не готова принять русскую национальную идею
в силу ряда причин: 1) она насыщена сформулированными либера-
лизмом догмами; 2) считает свою мощь вечной; 3) утратила (вероятно,
не навсегда) способность
гармонично
включать в себя «чужие» (альтер-
нативные) проекты. Возможно, утрата Западом экономического, поли-
тического, военного доминирования в недалеком будущем, предсказан-
ная даже Бжезинским [7], сделает глобализацию более толерантным
(к иным мнениям, ценностным системам) процессом.
Однако, несмотря на разногласия, авторов объединяет общее
мнение о том, что России, независимо от желания ее народа и элиты,
придется взаимодействовать с глобальным миром. Для этого надо
обсуждать различные аспекты подобного процесса, включая идеоло-
гические. Возможно, когда-нибудь Европа будет простираться без
границ на пространстве от «Атлантики до Урала» (как мечталось Ш.
де Голлю) или даже до Дальнего Востока, и русская национальная
идея найдет себе место в таком глобальном мире, не жертвуя соб-
ственными позитивными качествами.