Previous Page  11 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 17 Next Page
Page Background

Русская национальная идея в глобализирующемся мире: перспективы эволюции

11

«нормального» (ориентирующегося на западные стандарты морали и

потребления) человека и «чемоданное настроение», т. е. желание

уехать из «этой страны». Как пример концентрации подобных мыс-

лей приведем высказывание музыканта Е. Летова:

«Чем дальше жи-

ву, тем больше убеждаюсь, что в нашей стране ничего не меняется и

никогда не изменится. …В нашей стране единственно возможное со-

стояние — это чемоданное. Здесь нельзя жить. Здесь можно только

воевать, болеть, выживать, куда-то пробиваться с боями и потерями.

Здесь нет завтрашнего дня. В любой момент тебя могут избить, огра-

бить… Издать какой-нибудь новый закон — и лишить тебя всего. В

любой момент могут посадить, да и вообще убить без суда и след-

ствия. Отсюда в умах постоянно рождаются всевозможные замыслы

глобального переустройства вселенной, диковинные сектантства,

апологии самоубийства и тому подобное.

Все мысли направлены не

на то, чтобы спокойно жить

(курсив наш. — К. Л., В. Н.) и что-то

планомерно делать, а чтобы как-нибудь лихо отсюда уехать... Наша

страна — это беспощадный зловещий полигон. Раз уж здесь очутил-

ся, изволь принимать правила игры… Если не сломаешься — ты ге-

рой на все времена, а если не вышло — то тебя и нет и не было нико-

гда» [21].

Короче говоря, Россия до такой степени не понятна нормальной

западной ментальности, жизнь здесь требует такого самопожертво-

вания, что для желающих не следовать «пути помешательства» есть

единственный вариант — переезд на предсказуемый Запад, где мож-

но «спокойно жить». Однако показательно, что автор подобного вы-

сказывания не воспользовался своим «советом», а умер в России в

2008 г., когда «железного занавеса» не было, а отъезду никто не пре-

пятствовал. И если Летов остался в «этой стране», имеющей многие

недостатки, значит, какая-то особенность менталитета ее населения

делала данное государство для него комфортным. Значит, «путь по-

мешательства», проявления которого видит часть нашей интеллиген-

ции, не является единственным.

В заключение поставим вопрос: может ли русская национальная

идея быть встроена в глобализационный проект? Поскольку одним из

авторов работы ранее выделены специфические качества глобалист-

ского менталитета как системы мировоззрения, проявляющейся на

уровне индивидуального и массового сознания [22, с. 154

155], име-

ет смысл зафиксировать их в таблице. Затем сопоставить с типичны-

ми установками отечественного менталитета, чтобы сделать выводы

о совместимости национальной идеи и глобализации хотя бы в плане

ее духовного принятия/отвержения населением.