Русская национальная идея в глобализирующемся мире: перспективы эволюции
11
«нормального» (ориентирующегося на западные стандарты морали и
потребления) человека и «чемоданное настроение», т. е. желание
уехать из «этой страны». Как пример концентрации подобных мыс-
лей приведем высказывание музыканта Е. Летова:
«Чем дальше жи-
ву, тем больше убеждаюсь, что в нашей стране ничего не меняется и
никогда не изменится. …В нашей стране единственно возможное со-
стояние — это чемоданное. Здесь нельзя жить. Здесь можно только
воевать, болеть, выживать, куда-то пробиваться с боями и потерями.
Здесь нет завтрашнего дня. В любой момент тебя могут избить, огра-
бить… Издать какой-нибудь новый закон — и лишить тебя всего. В
любой момент могут посадить, да и вообще убить без суда и след-
ствия. Отсюда в умах постоянно рождаются всевозможные замыслы
глобального переустройства вселенной, диковинные сектантства,
апологии самоубийства и тому подобное.
Все мысли направлены не
на то, чтобы спокойно жить
(курсив наш. — К. Л., В. Н.) и что-то
планомерно делать, а чтобы как-нибудь лихо отсюда уехать... Наша
страна — это беспощадный зловещий полигон. Раз уж здесь очутил-
ся, изволь принимать правила игры… Если не сломаешься — ты ге-
рой на все времена, а если не вышло — то тебя и нет и не было нико-
гда» [21].
Короче говоря, Россия до такой степени не понятна нормальной
западной ментальности, жизнь здесь требует такого самопожертво-
вания, что для желающих не следовать «пути помешательства» есть
единственный вариант — переезд на предсказуемый Запад, где мож-
но «спокойно жить». Однако показательно, что автор подобного вы-
сказывания не воспользовался своим «советом», а умер в России в
2008 г., когда «железного занавеса» не было, а отъезду никто не пре-
пятствовал. И если Летов остался в «этой стране», имеющей многие
недостатки, значит, какая-то особенность менталитета ее населения
делала данное государство для него комфортным. Значит, «путь по-
мешательства», проявления которого видит часть нашей интеллиген-
ции, не является единственным.
В заключение поставим вопрос: может ли русская национальная
идея быть встроена в глобализационный проект? Поскольку одним из
авторов работы ранее выделены специфические качества глобалист-
ского менталитета как системы мировоззрения, проявляющейся на
уровне индивидуального и массового сознания [22, с. 154
–
155], име-
ет смысл зафиксировать их в таблице. Затем сопоставить с типичны-
ми установками отечественного менталитета, чтобы сделать выводы
о совместимости национальной идеи и глобализации хотя бы в плане
ее духовного принятия/отвержения населением.